Донести до зрителя Магжана
В нашей области прошли праздничные торжества к 115-летнему юбилею выдающегося поэта Магжана Жумабаева. Ярким событием, несомненно, стала премьера спектакля «Батыр Баян» по поэме поэта, впервые поставленная на сцене республики в казахском музыкально-драматическом театре им. С.Муканова, которую смогли посмотреть не только петропавловцы, но и земляки Магжана в Сарытомаре. Трагедия, "разыгравшаяся" на североказахстанской сцене, помогла зрителю увидеть Магжана, ту эпоху, в которой он жил, сквозь призму исторического времени, в котором любили и страдали герои его поэмы. Как удалось донести до современников дыхание двух эпох, хотелось бы узнать у непосредственных создателей постановки.
Директор казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова Куандык Касымов, представляя мне режиссера-постановщика, рассказывает:
- Предварительная работа к юбилею М.Жумабаева началась в рамках подготовки праздничных мероприятий по заданию акима области. Можно, конечно, было обойтись и своими творческими силами, но хотелось новизны, удивить зрителя. Поэтому я обратился к специалистам -театральным критикам, в частности, к Аширбеку Сыгаю. «Придирчиво» рассмотрев предложенные кандидатуры, выбор свой остановили на кокшетауском драматурге Баянгали Алимжанове, тем более что я его знал лично. Это заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат международной премии им. А. Малдыбаева (Кыргызстан). Вот он-то и занялся инсценировкой поэмы М.Жумабаева.
- Куандык Ишангалиевич, все слышали, что идет работа над спектаклем, но кто ставит его, никто не знал, пока не появилась афиша с указанием имени режиссера-постановщика.
- Да, мы до поры до времени ничего не говорили о нем, хотели сделать сюрприз. Теперь его имя известно всем нашим зрителям - это Муратбек Оспанов, заслуженный деятель республики, основатель казахского музыкально-драматического театра им. Шахметши Кусаинова (Кокшетау), его директор и художественный руководитель в одном лице.
- Муратбек Укубаевич, расскажите, пожалуйста, о себе подробнее.
- Я окончил актерское отделение театрально-художественного института (сейчас это театральный вуз им. Т.Жургенова), работал на киностудии «Казахфильм», в театре им. М.Ауэзова, потом предложили возглавить (в 1994 году) открывшийся в Кокшетау казахский музыкально-драматический театр. И вот уже 14 лет ставлю там спектакли.
- Как отнеслись к предложению подготовить спектакль в театре им.С.Муканова?
- Разумеется, с воодушевлением. В Петропавловск приезжаю, как к себе домой. Не только потому, что соседи, а и потому, что уже приходи-
лось сотрудничать. В 1997 году участвовал в открытии памятника батырам Карасаю и Агынтаю на площади перед драмтеатром им. Погодина. На ипподроме в поставленном мной театральном представлении было задействовано порядка тысячи участников, в основном курсантов военного училища. В 1999-м был приглашен как режиссер-постановщик на празднование 400-летия Карасай батыра. Так что сработались. Наш творческий триумвират пригодился и на этот раз: это сценарист Баянгали Алимжанов, о нем уже говорили, прекрасный художник Мурат Максут, лауреат Государственной премии, и я.
- Были ли какие-то трудности в постановке спектакля?
- Поэма сама по себе очень сложная, тем более пришлось впервые ставить на сцене. И если прозаическое произведение допускает какие-то отклонения в ту или иную сторону, то поэтический текст нельзя изменить. Вот по этому принципу - не отклоняться от него - мы и работали. Много версий, других источников, но всего этого нет в контексте.
С марта велась подготовительная работа. Биржан Жалгасбаев, художественный руководитель театра, распределил роли. Так, на роль юной джунгарки, чтобы артистка соответствовала возрасту героини, выбрали 15-летнюю Асель Сызды-кову из школы-гимназии им. Абу Дос-мухамбетова. В массовке, помимо актеров театра, заняты и учащиеся этой школы, а также - колледжа искусств. Костюмы, реквизит - все было готово. С мая, когда уже состоялось закрытие театрального сезона, начались репетиции юбилейного спектакля.
- Как работалось с актерами?
- Я думаю, начало творческому союзу с вашим театром положено. Потенциал у него огромный, коллектив своеобразный, много еще нереализованного. Актеры очень внимательны к замечаниям, совместное творчество сблизило всех участников театрального действа.
- Впечатляет услышанная музыка в постановке.
- Музыку подбирал сам, потому что уделяю ей особое внимание. Все начинается именно с нее. Она способствует внутренним эмоциям актера, освоению роли. Например, звучит, словно страдающая душа, протяжный женский голос Это тоже наша находка: на китайском языке, который похож на джунгарский, поет девушка-оралманка. Ее мы тоже нашли здесь, в Петропавловске, и записали для постановки.
- Вы и сами, наверно, поете, Муратбек Укубаевич? У вас приятный, хорошо поставленный голос...
- Пою только для себя, в тесном кругу друзей, а когда-то пел и для публики, в спектаклях. 11 лет проработал диктором на радио.
- Всем занимались как актер, теперь режиссер-постановщик. А еще что вам интересно делать?
- Снимаюсь на «Казахфильме», в картине «Биржан-сал». В 2007 году активно участвовал в проведении регионального фестиваля казахских театров городов Казахстана к 100-летию Ш. Кусаинова. Особенностью подобных мероприятий должно стать то, что они будут проводиться без жюри. Артисты разных театров смотрят постановки друг друга, делятся впечатлениями, высказывают мнения, дают советы, что очень сближает творческие коллективы. Во Франции, в Авиньоне, по такому принципу уже давно проводятся подобные фестивали, идейным вдохновителем которых с 1949 года был режиссер Жан Вилар. Мечтаю провести подобный форум еще раз.
- Думается, вы сумели донести до зрителя то, что хотел сказать своим поэтическим размышлением Магжан Жумабаев:
Может, в думах о далеком
прошлом
Я смогу себя в том убедить,
Что нас жизнь отравою нарочно
Учит ненавидеть и любить...
Алма АБИЛЬМАЖИНОВА
НА СНИМКАХ: Режиссер-
постановщик М. Оспанов;
сцена из спектакля "Батыр Баян"
Фото Вадима МУДАРИСОВА
Абильмажинова А. Донести до зрителя Магжана // Северный Казахстан. – 2008. – 27 июня. – С.8.