Осмыслить себя и время - Магжан Жумабаев

Осмыслить себя и время

«...Какие глубокие чувства вызывают воспоминания о предках, которые ушли не так далеко, если учесть, что каждый из нас прибудет туда к ним...

Знать и помнить об этом необходимо нам самим, и горсть земли, брошенная нами на их могилу, - связующая нить».

Чингиз АЙТМАТОВ

Недавно «ұзын құлақ» донес до меня информацию, что в нашем городском парке нашли место захоронения отца поэта Магжана - Бекена Жумабаева. Накануне 115-летия со дня рождения классика казахской поэзии это событие можно по праву считать сенсационным.

По официальной версии, Магжан Жумабаев последний раз был арестован в конце 1937 года и 19 марта 1938 года был расстрелян в застенках алма-атинского НКВД. Ему было всего 45 лет. По непроверенным фактам, он умер в Петропавловске в тюрьме, возможно, был забит до смерти. В любом случае точное место его захоронения пока не установлено.

У казахов есть хорошая поговорка: «Өлі риза болмай, тірі байымайды».В подстрочном переводе на русский это означает: «Пока усопшие не обретут покой, не будет сытной жизни у живых». И в этом плане, я уверен, душа поэта по сей день находится не в безмятежном состоянии.

К чему я все это рассказываю? К тому, что об этих фактах из жизни поэта Магжана Бекеновича Жумабаева мало знают не только русскоязычные мои земляки, но и мои соплеменники -казахи. И в укор это не сказано. Знаю, не исключены объективные и субъективные причины, но познавать Магжана никогда не поздно.

Род великого нашего земляка аргынский -"атығай-есентанғрын", который входит в состав Среднего жуза. Жайляу его раскинулся в районе сегодняшего Ерментау Акмолинской, ранее Кокчетавской области. У деда Магжана по отцовской линии Жумабая кажы и его жены Койдык было два сына - Нурмагамбет и Бекма-гамбет. две дочери - Галия и Разия. От Нурма-гамбета родились Мадий и Ахметжан.

Муслим, Кахарман. Магжан, Мухамеджан, Салимжан, Калижан, Сабыржан - это сыновья Бекмагамбета и его супруги Гульсум. Кроме них. были и две дочери - Куляндам и Гульбахрам. Отца Магжана Бекмагамбета в быту звали Бекен. В памяти родных и земляков он остался статным, с волевым лицом, внушающим уважение красивым мужчиной с орлиным огненно-пронизывающим взором больших глаз. И все старшие сыновья характером и статью пошли в отца. Рассказывают, когда бабушка Магжана - Койдык была беременна Бекеном, ей очень захотелось волчатины. Желание ее было исполнено. Поэтому в народе сыновей и потомков Бекена стали называть «қаскырдан тараған үрпақ» - потомки волчьего племени.

В советское время родовое гнездо Жумабая кажы было разорено основательно. Подверглись репрессиям братья Магжана. Салимжан вернулся, а Муслим и Кахарман сгинули в сибирских лагерях. Два других брата - Калижан и Сабыржан под другими фамилиями скрылись в соседней Киргизии. Подвергались гонениям родители, сестры и другие близкие и дальние родственники опального поэта.

И виною тому были талант Магжана и его байское происхождение. Остальное - зависть и злоба людей из его же окружения.

Из различных источников известно, что его отец Бекен был назначен Омским губернатором волостным управителем Сарыайгырской волости. По воспоминаниям местных жителей, был он человеком образованным, справедливым, свободно говорил по-русски, знал арабский. Отмечают его красноречие, крутой, но отходчивый характер. Из многочисленных своих детей Бекен выделял Магжана за острый ум и особое прилежание в учебе. Поэтому и отдал его на учебу аульному мулле, затем учителю, обучавшему мальчика арабской грамоте.

Дома у Жумабаевых была по тем временам солидная домашняя библиотека. И она постоянно пополнялась. Бекен привозил книги из поездок в Кокшетау, Омск, Петропавловск. Умной и начитанной была и мать будущего поэта Гульсум апай -дочь Аширбека, известного в Кызылжаре предпринимателя. Практически все новые журналы и книги, изданные в областном центре, Гульсум апай покупала для домашней библиотеки. С малолетства прививала она своим детям любовь к знаниям, книгам. Если старшие читали их самостоятельно, то младшим она читала вслух. К семи годам Магжан наизусть знал множество стихов Абая, историй из «Киссасы уль-Эмбия» (Библия).

Вот в такой среде воспитывался будущий поэт. В двенадцать лет Магжан уже в медресе Бегишева жадно читает труды Фирдоуси. Хайяма, Низами и других гениев Востока. Поэтому не случайно известный писатель, классик татарской литературы Г.Ибрагимов, восхищенный стихами Магжана, эпиграфом к своему роману взял его четверостишие из стихотворения «Луна», написанное им в четырнадцать лет.

Чем больше я узнаю творчество, биографию Магжана, тем больше меня интересуют его отношения с отцом, Бекеном. Свою любовь к матери поэт не скрывает, и эта душевная тема проходит во многих его произведениях. Об отце же в своих стихах поэт упоминает реже. Почему?

Как было сказано выше, в двенадцать лет Магжан начал учебу в медресе в Петропавловске. Может быть, я ошибаюсь, но Бекен был не прочь видеть своего сына священнослужителем. В Степи это была особая, самая образованная каста. Кроме этого, известно, что его дед Жумабай с братом Курманалы на верблюдах и лошадях совершили хадж в Мекку. Это в наши дни паломничество совершают партиями на воздушных лайнерах. Тогда же почетное звание кажы имели в Степи единицы. Это были высокочтимые люди.

В подтверждение моей версии говорит и тот факт, что после завершения трехгодичной учебы в Петропавловске Магжан едет в Уфу и поступает опять-таки в духовное заведение -медресе «Галия».

Видимо, не желая быть муллой, через год без отцовского благословения Магжан поступает в Омскую русскую семинарию. Бекен. недовольный поступком сына, объявляет об отказе в его материальной поддержке.

Но здесь судьба улыбнулась Магжану. Один из состоятельных омичей выделил семинарии сумму для стипендии отличнику учебы, не имеющему средств. И под эту категорию попал М. Жумабаев, способный, но бедствующий семинарист. По другой версии, учеба Магжана в семинарии финансировалась из фонда Потанина. И в 1917 году семинарию он оканчивает с золотой медалью.

Другой серьезный конфликт с отцом у Магжана был по поводу несостоявшейся свадьбы. Как известно, первой женой Магжана была Зейнеп Тастемирова - племянница Шокана Уали-ханова. Это был брак по любви. В начале 1919 года при родах Зейнеп умерла. Почти в двухлетнем возрасте покидает мир и их общий ребенок-сын Граждан.

Спустя годы Магжан был серьезно увлечен красавицей из Казани Гульсум Камаловой. Она вдохновляла поэта на многие лирические строки. Но Бекен, можно предположить, был против их брака. И вскоре он сватает за Магжана дочь известного в Петропавловске Д.Куа-нышева - Жамилю. Заплатил солидный калым. Накануне главного тоя провел все традиционные казахские обряды.

В назначенный день в Петропавловск приезжают родственники Бекена, чтобы увезти жениха и невесту в Сартомар, где и была назначена свадьба. Но не могли найти Магжана. Искали три дня и три ночи. Он исчез, как в воду канул. Сгорая от стыда перед сватами, родственники поэта вернулись домой без молодых. Можно понять после случившегося обиду Бекена, уважаемого в крае человека.

Как потом стало известно, в те дни Магжан был уже серьезно увлечен другой женщиной, будущей женой - Зулейхой. Они уединились в другом городе.

Просил ли тогда у отца прощения Магжан? Наверно извинялся. Хотя он тоже был гордым. Но простил ли сына оскорбленный Бекен? Он не мог не простить любимого сына... И тот факт, что уже потом, по приезде в Сартомар Магжана и Зулейхи, он по старой отцовской традиции ставил у озера им отдельно белую юрту и накрывал для гостей щедрый дастархан, подтверждает его прощение. Бекен среди своих детей фанатично любил Магжана и прощал ему многое на протяжении всей его жизни.

В конце двадцатых годов ради сохранения семьи все имущество, табуны лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, постройки, библиотеку Магжана Бекен добровольно отдал государству. Разорилось родительское гнездо поэта. Корни родового древа Жумабаевых были подрублены под корень.

Без детей, без средств к существованию Бекен и Гульсум остались на руках младшей снохи Бибизаип - жены сына Салимжана. который в то время тоже был арестован как враг народа. Бибизаип доводилась Жумабаевым еще и племянницей. Спасая себя и родителей Магжана от голода, эта женщина тайно перевозит их в Киргизию, а через некоторое время возвращается с ними в Петропавловск. Чтобы прокормить стариков, устраивается чернорабочей на мясокомбинат.

Жизнь постепенно налаживается. Но летом 1934 года скоропостижно скончался Бекен. Как хоронить? Прилюдно - опасно. Все были под страхом ареста за связь с родителями «врагов народа». Бибизаип с родственницей Фаридой ночью на кладбище, что в городском парке, готовят последнее пристанище Бекену. Выкопав могилу, глубиной по грудь, женщины засомневались в ее длине. Фарида примерно знала рост покойного. Мужественная женщина проявляет находчивость и смело ложится, вытягиваясь, в свежей могиле. Тайные похороны они закончили перед рассветом...

О месте захоронения Бекена Жумабаева знали немногие. И вот недавно сын Салимжана Тасболат, аксакал, выразил сожаление на встрече за «круглым столом», посвященной творчеству Магжана, что не может найти спонсора для установления памятника своему деду Бекену. И надо же тому случиться, его слова услышал председатель облсуда Бекет Турга-раев. открывший нам в позапрошлом году Ток-сан бия. Справедливости ради следует сказать, что этот еще один благородный шаг Б.Тургараева - добрый пример для местных «новых казахов».

Автор этих строк побывал на месте захоронения Бекена Жумабаевича Жумабаева. Порадовался, что завозятся стройматериалы, сделана разметка под памятник. Открытие его планируется во второй половине июня.

Бекен ата дал жизнь великому Магжану-Поэту нации. В моем понимании он, как и Магжан, один из многих, духовно питающих нас корней древнего, но крепкого древа, имя которому -Алаш. Юбилей великого поэта Востока - еще один повод осмыслить себя и время.


 

Муканов С. Осмыслить себя и время // Северный Казахстан. – 2008. – 20 июня. – С.4.