Образы в поэзии Магжана Жумабаева
Важную роль в культурном и эстетическом развитии подростков играет художественное освоение мира посредством искусства. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени. При общении с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.
Мир чувств, образов, предстающих в поэзии Магжана Жумабаева, не только обладает способностью улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире. Он требует от читателей достаточно развитой способности к сопереживанию, умения отделить существенное от несущественного, приводить понятия в систему, давать, возможно, сначала неточные определения художественного образа как картины жизни, созданной при помощи воображения, выражающей мысли и чувства писателя вообще, а в данном случае М.Жумабаева.
Существуют разные уровни анализа художественного текста, у каждого из них свой предмет и свои задачи. Мы же обратим внимание на образы. Выделение образов дает нам возможность увидеть не только глубину, точность, музыкальность поэзии, но и заполнить ещё один пробел в истории казахской литературы, так как, работая с поэтическими произведениями М.Жумабаева, мы обращаемся к изучению его творческого и жизненного пути.
Уметь читать поэтический текст - это значит тонко чувствовать всю красоту художественного произведения: и его идейное многообразие, и его художественную форму. Но чтобы в полной мере оценить совершенство художественного создания, нужно овладеть законами художественного творчества. Особенно сложно, когда речь идет о поэзии. Поэзия, стихи во многом условны, здесь свои возможности, свои законы построения художественного образа. Читая стихи Магжана Жумабаева, мы видим не только внешнюю сторону событий, но и понимаем их взаимосвязь, открываем для себя прекрасный, не простой мир искусства, за которым стоит жизнь, история и мировоззрение целого народа.
Литературное наследие М. Жумабаева выдержало испытание временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков её неотъемлемую часть. Его могучая лирика оказывала и продолжает оказывать непреодолимое влияние на всю устную и письменную казахскую литературу послеабаевского периода.
Литература во все времена отражала нравственно-духовное и социальное состояние общества, и как проявление человеческого гения она причастна ко всему, что происходит на земле. Сущность художественной литературы в особом, образном видении мира, соответственно она воссоздает окружающую действительность только ей присущими средствами. Работа с художественными образами обогащает читательскую культуру школьников, вырабатывает определённые подходы к художественной литературе, учит постигать познавательную иоценочную функцию художественного образа при анализе поэтического текста. Образ - это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Это одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности.
Образы обладают разными степенями воплощенности, условности жизнеподобия, идеальности, конкретно-чувственной вещественности. Разграничивают образы-персонажи, образы-предметы, пейзажные образы, образы пространства и времени, звуковые, зрительные, осязательные, вкусовые образы, образы-переживания, образы-мысли. Образы могут быть соотнесены по сходству, по контрасту, могут взаимоотражать друг друга, взаимозависеть друг от друга. При этом возможности соотнесения образов в художественном мире практически безграничны, так что и на них распространяются возможности комбинаторики: ведь каждый образ может быть по-разному соотнесен со всеми и, наоборот, все соотнесены с каждым. Образы могут группироваться по характеру поведения и характеру описания.
В художественном мире есть сквозные образы, проходящие через тексты многих авторов. Подобные устойчивые образы часто называют вечными. Это могут быть пейзажные образы, образы-персонажи, образы-состояния, образы-чувства, образы природного мира.
Образы обладают такими свойствами, как открытость, информативность, непереводимость на язык понятий, то есть, образ не равен своим смыслам.
Поэзия - явление, возникающее из языка и опирающееся на его свойства. Поэтическое мышление - мышление в образах...
Словесный образ неразрывен с чувствительным образом, то есть тем, который возникает в нашем воображении посредством зрительных, слуховых осязательных ощущений. Воображение человека, создавая любые образы, всегда отражало факты и явления реальной действительности.
Огромна роль человеческого воображения. Чем оно богаче и щедрее, тем выпуклее, объемнее, многозначнее образы, создаваемые им. Воображение неизменно корректируется разумом, сопоставляющим образ с его реальным соответствием в реальной действительности.
Судьбы многих художников изобилуют необычайными поворотами и неожиданностями. В этом смысле характерна судьба Магжана Жумабаева. В нем, как в капле воды, отразилась вся сложность эпохи, в которой он формировался, жил, работал и трагически погиб.
Туча к туче, черная как вакса,
Гром гремит, вселяя страх: молчи!
Небосвод пригнулся и напрягся,
Хлещут воздух молнии-бичи!
Картину непогоды в стихотворении «Жизнь» усугубляет сравнение «черная как вакса», эпитет «молнии-бичи», усиливаемый аллитерацией звуков ч, р, ж. Возникает образ зла, бесчинствующий во всем небесном пространстве, заставляющий все живое пригнуть головы, опасаясь вселенского бедствия. Во второй строфе вновь появляется образ зла:
Сверху льется черная вода,
Все живое бегает в испуге,
Прячется повсюду кто куда.
В третьей и четвертой строфе образ зла отступает и, следуя законам логики, уступает образу добра.
Золотые облака разъяты.
Там, где ветер был, покой повис.
Нежные простые ароматы.
Пенье птиц связует верх и низ.
Наступило умиротворение в природе, а значит, и в душе. В противоборстве двух сил - добра и зла - побеждает добро.
Молнии-бичи хлещут - солнце озарило.
Сверху льется черная вода - золотые облака разъяты.
Все живое бегает в испуге - пенье птиц связует верх и низ.
Прячутся повсюду кто куда - страх пропал во мне... душу просветляют небеса.
Так темна ураганная ночь в золотой степи... Уже первая строчка стихотворения расставляет акценты: Ночь и Степь, ураган, калечащий людей и убивающий скот, и степь, мать и кормилица. Образ зла и образ света автор создает с помощью метафор «тяжелеет тьма», «свирепо мечется ураган», эпитеты подчеркивают зыбкость надежд -«миг света в слабых руках», слабой свечке», «слабеющий луч».
Как истинный сын своего народа поэт не может обойти своим вниманием святое для казахов слово - Степь. Во многих стихотворениях заметны образы степи. Образ степи является центральным в его поэзии, это синоним родного народа, народа высоких духовно-нравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть души поэта.
В стихотворении «Я спешу» образ степи имеет еще более широкое понятие. Степь -это и родина, и народ, и пространство, простирающееся от Алтая до Урала. Ширь степного простора подчеркивается эпитетами «могучие крылья», «степное приволье». Лирический герой называет себя орлом, батыром, тигром, вкладывает в эти слова понятия вольности, свободы, бесстрашия, храбрости, характерные для степняков:
Коня оседлаю и знамя взметну,
В бою окровавленной саблей сверкну.
Пусть в мире прославится сила волчонка,
Которыйзабавою видит войну.
Гневно обличая угнетателей, лирический герой искренне верит в возможность счастья народа, готов к борьбе и клянется в том, что «счастливыми вырастут, власть простирая над степью, потомки твои, великан».
В образе предков и образе Тенгри воплощены высшие силы, поддерживающие лирического героя в борьбе за свободу степи:
Ты будешь свободною, Сарыарка ...
Молись за меня, мой Алтай - моя мать,
Твой мальчик путь предка решился
избрать.
И милостив Тенгри! -спешу, торжествуя,
Волос твоих белых вдохнуть аромат.
Вечный образ владыки неба, верховного бога неба Тенгри, установившего миропорядок для всего сущего, встречается во многих стихотворениях М. Жумабаева. К великому Тенгри поэт обращается со словами:
О Тенгри великий, всесильный, мы ждем
твоей справедливости. Держится дом
на вере, что слуг властелин не обидит.
Поводья судьбы мы тебе отдаем.
Автору непонятно, в чем вина «потомков Алашей», почему «не светит надежда, не греет приют», «голодная степь» для них «и стол, и постель». Магжану кажется, что «у Алашей другая судьба», он не хочет смириться с этим, потому обращается к вечному образу:
Даруй нам посланца любого, хотя бы
Араба, что наров облезлых пасет.
Не гневайся, мудрый, на эти слова,
Довольно уже мой народ бедовал.
Под горькою палкой жестокого рока,
О Тенгри, мой голос вознегодовал!
Магжан Жумабаев, продолжая традиции своих современников, создает образ молодежи своего времени, сравнивает их с образами животных и птиц. Заботой и оптимистической верой проникнуты строки о них:
В грозных и бесстрашных львов,
В тигров, чья отважная кровь,
В крепких крыльями орлов –
Верю, верю в молодых!
И в глазах их искр не счесть,
И в словах их пламя есть,
Им дороже жизни честь –
Верю, верю в молодых!
Поэт призывает объединиться под одно знамя для борьбы за новую свободную жизнь, под знамя партии «Алаш». Одна из ее приоритетных задач - борьба за справедливость и защита всех обиженных и обездоленных. Он глубоко верит, что мужество, честь, целеустремленность, свободолюбие «стяг Алаша ввысь взовьют».
Образгородапредставленив стихотворении «Старый город». Основные приметы города:
Мечети в дымке розовой рассвета
И минаретов поредевших лес.
И голоса поющих громко мулл.
Те же звуковые образы присутствуют в произведении М.Жумабаева: голоса мулл, непрекращающийся гул убогих, слышны «молитвы поминальных слов, бурлящий гомон базара». Широко использует поэт прием контраста. Здесь по соседству живут люди с прямо противоположным социальным положением:
На пыльных площадях - святош убогих
Звучит непрекращающийся гул...
А по соседству пенятся базары –
Там жизнь бушует, радостно жива:
В котлах парует ароматно мясо...
Увиденное в старом городе лишь то, что лежит на поверхности. Стихотворение пронизано грустью, состраданием к судьбам горожан.
В стихотворении «Мотылек» ярко прослеживается образ-мысль, возникший из потребности высказать свои переживания по поводу бессмысленности жизни, жизни без пользы, без цели. Поэт сравнивает такую жизнь с существованием мотылька, не приносящего пльзу обществу и не предпринимающего усилий для значительных перемен в своей судьбе и судьбе народа:
Зачем, скажи мне, сверстник мой,
Живя без цели, наугад,
На блеск обманно-золотой
С надеждой устремляем взгляд?
По мнению Магжана Жумабаева, человек не может ждать от жизни счастливого будущего путем бездействия и предостерегает нас от печальной участи мотылька:
Как мотыльки, сгорим дотла
Мы в этой бездне огневой,
Где вместо золота - зола,
Зола и саван гробовой.
Автор желает видеть своих современников благородными, искренними, верными в своих чувствах, способными к жертвам во имя любви. Он уверен, что эти качества могут сформироваться в человеке путем упорного труда и глубоких знаний.
Одной из главных социальных проблем общества является курение. Вред курения огромен для организма человека. Вредные привычки становятся впоследствии причиной многих недугов, недоразумений, неприятностей. Именно этой темой пронизано стихотворение М. Жумабаева «Папироса», где ярко выступает образ-мысль:
В небо дыма подпустил,
Пышно пепел отрастил,
Уронил в посуду.
Так, глотая горький дым,
Стал морщинистым, седым –
Кто я и откуда?
«. . . Человек сотворен слабым», - так сказано в Коране. Постепенно курение завоевывает сознание человека, начинает разрушать человеческую личность. Поэт указывает на последствия этой пагубной привычки:
Жизнь - поток, мечта - трава, Поседела голова ... Плавал еле-еле. Вдруг ввиду большой воды, Выгребая из беды, Захлебнусь на мели...
Его точные метафоры «дым - забвенье и туман», «жизнь - трава, мечта обман» ярче выражают образ-мысль. По мнению автора лишь осознанность действий, дума о собственном здоровье и здоровье окружающих предотвратит от губительного воздействия табачных изделий.
Многие люди, пытаясь уйти от реальности, прибегают к сигаретам, алкоголю и наркотикам, и это всегда было и есть главной нравственной проблемой общества.
Один из часто встречающихся образов - образ-переживание присутствует в стихотворении «Темная буранная ночь». Сердце поэта, волнуясь, бьется в созвучии со временем, его лирическое «я» трагично. Предчувствие беды, ожидание непоправимого все больше охватывают поэта. Тревожно, где-то слышатся раскаты грома и видны отблески молний. Поэтические метафоры, сравнения зримо передают чувства поэта:
Ночь буревая, ветра мытарство,
Смерть - холодное, мрачное царство.
С робкой надеждой свечу я зажег:
«Будет, не будет мерцать огонек?»
Черные тучи ползут отовсюду,
Только душа моя - светлое чудо
Благословляет и благодарит:
Свечка не гаснет, мерцает, горит!
Яркие эпитеты «холодное, мрачное царство», «с робкой надеждой», «черные тучи» характеризуют препятствия, которых на жизненном пути Магжана Жумабаева было немало. Поэт сравнивает «светлое чудо» и «позолоченный, посеребренный свет» со знанием, в котором он видит спасение в борьбе с «надменно спесивыми гордецами».
На протяжении многих лет существования человечества вопросы жизни и смерти не оставляли в покое ни старого, ни молодого. Человек рождается, живет на земле, затем умирает, и так поколение за поколением. В произведениях многих величайших поэтов разных времен красной нитью также проходит мысль о бессмертии человеческой души. В творчестве поэта Востока Саади есть следующие строки:
Ввек не умрет оставивший на свете
Любовью полные дома, мечети,
Забыт, кто не ставил ничего,
Бесплодным было дерево его
И он умрет, и всяк его забудет
И вспоминать добром никто не будет.
Ему вторит и великий А.С.Пушкин:
Нет, весь я не умру - душа в заветной
лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
Данную тему развивает в своем творчестве и Магжан Жумабаев («И жизнь, и смерть - судьба моя»). Так возникает образ жизни и смерти. Первоначальный «праздник юности» для поэта станет «седою золой». Он предостерегает читателей от превратностей судьбы, которые посылапет им жизнь.
Ты подумай об этом, об участи злой, Как обманчива жизнь, как играет судьба Человеческой жизнью и смертью самой.
Понимание смысла смерти во многом определяет понимание людьми смысла жизни. Образ жизни и смерти ярко прослеживается в размышлениях поэта о человеческой судьбе:
Снова дразнит судьба и играет людьми, Чтоб сырая земля распахнулась дверьми, Ненасытна она, и скрипят ее зубы, А в остывших глазах не осталось любви. Что ни делай, смерть все стоит на дворе.
Да, смерть неминуема. Путь в бессмертие - это путь через добрую и праведную жизнь на земле. В стихотворении звучат грустные мысли о неизбежной старости, его угнетает чувство безысходности. Это говорит о большой требовательности к себе, своему делу. Ведь оттого, как человек понимает смысл своего существования, зависят и все его жизненные поступки, поведение, отношение к людям, окружающему миру.
В стихотворении-монологе «Мое желание» центральный образ, к которому обращается лирический герой, - это образ судьбы. У судьбы он просит наказания, чтобы физическая боль помогла ему очистить душу, повиниться перед своим народом.
Слышишь, судьба, не хочу подаяний!
Полною мерой отмерь мне страданий,
Жги на огне, в три погибели гни!
Если народ разбужу я стихами,
Горе отступит, и жаркое пламя
Высушит слезы - к чему мне они?!
Образ судьбы в стихотворении - это нечто данное свыше, более чистое и справедливое, чем мнения людей. И все же голос поэта «полный печали и боли» «устремляется к душам сородичей». Перед нами возникает образ-переживание, который помогает понять внутреннее состояние поэта. Мы видим, как на ладони времени оттискивается неповторимый росчерк судьбы, но герой все же пытается уйти от безысходности. Его единственная цель - разбудить стихами народ. И стихи его дождались своего часа.
Рассматривая поэзию Магжана Жумабаева с точки зрения образов, определяя мотивы и настроения его лирики, нетрудно заметить, что в ней преобладают образы степи, образы переживания и мысли, образы-персонажи, образы природного мира, вечные образы, образы судьбы и внутреннего состояния. А через художественные образы, в которых заключена правда жизни, преломленная и познанная через идейно-эстетические позиции автора, можно узнать о мире, о человеке, постичь образность как основу специфики художественной литературы, развить эмоциональную восприимчивость, образное и логическое мышление учащихся.
Орлова Н.А. Образы в поэзии Магжана Жумабаева // Литература в казахстанской школе. – 2009. - №6.–С.38-43