Душу просветляют небеса
Писать о Поэте сложно. И не только потому, что существуют суверенная личность художника, ее внутренний мир с тайнами и противоречиями, с интимными переживаниями и парадоксами, часто непостижимый и глубинный, как сам Космос. И не только потому, что мало источников и достоверных сведений и что десятилетиями имя Магжана было под запретом и обросло легендами и невероятными слухами.
Сложность и в нас самих, ощущающих определенную долю вины за чудовищную несправедливость по отношению к поэту, за его трагическую гибель и за наше равнодушие, молчание, длившееся годами. И когда наступает торжественная дата, связанная с рождением или смертью юбиляра, это чувство жалости и внутренней вины толкает нас на канонизацию художника, на превращение его в святого, на хрестоматийный глянец и на обращение поэтической ауры в бронзу монументов.
Хочу пояснить свою мысль. Из Поэта не надо делать святого. Его оправдание-талант, его оправдание-стихи, которые часто "растут, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда", по выражению Анны Ахматовой. Поэт одновременно явление органическое, от Бога и одновременно явление культурное. Ему прощается многое: неудачи, ошибки, не совсем, может быть, нравственные поступки, житейские мелочи и суета. Потому, что все это переплавляется в горниле его ума и сердца, души и становится чудом поэзии.
И тогда из "сора" возникает чекан ритмов и образных узоров,
тогда зарождаются стихи и их мелодия.
Вчитайтесь и вслушайтесь в эти стихи:
В кружевной листве шелестящей,
на опушку шагнув из чащи
Засмотрелась березка вдаль,
И откуда могла, откуда
К ней, танцующей, светлокудрой,
Вдруг подкрасться тоска-печаль?
Или:
Плыли тучки, и дожди стучали,
А теперь иная полоса.
Если мы устали от печали,
Душу просветляют небеса...
Все, что делает поэзию поэзией, здесь присутствует -душа, мысль, красота, образ, мелодия, ритм. Но, увы, настоящие таланты как бы выталкивались на обочину, становились литературными аутсайдерами. Среди них Осип Мандельштам и Павел Васильев, Анна Ахматова и Тициан Табидзе. Всех не перечислишь. Но назвать в этом ряду Магжана Жумабаева требует прежде всего историческая и человеческая справедливость.
Есть поэты особой генерации: трагического мироощущения. Такими были Александр Блок и Гарсиа Лорка, Марина Цветаева и Рильке, Владимир Высоцкий и Франсуа Вийон. И это далеко не полный перечень.
Через все творчество М. Жумабаева проходит лейтмотив скоротечности человеческого и личностного бытия. И разве это не истина, разве поэт утверждает ложное и неправедное? У него не отказ от жизни, а благоговение перед ней, возможность оценить ее как высший дар, непререкаемое счастье:
Жизнь и смерть в борьбе непримиримы,
Только песнь роднит их, только стих.
Надо, прежде чем сразиться с ними,
Петь, созвучьем связывая их.
Разве болезни и бедность казахского народа, гражданская война, голод, репрессии должны были порождать фальшивые звуки барабана и ликование? А ведь были еще на пути поэта завистники и недоброжелатели, литературные иуды. Но не только они...
В 1969 году С. Кудаш, народный поэт Башкирии, пишет письмо о судьбе Магжана Жумабаева на имя Д. А. Кунаева. Никакой реакции. Были еще в живых высокопоставленные сановники от поэзии и литературы, которые попытались (в тот раз успешно) воспрепятствовать воскрешению поэтического наследия замечательного художника слова.
Теперь о национализме. Имеем ли право мы говорить о тех противоречиях и огрехах во взглядах поэта, которые сейчас могут вызвать споры и дискуссии? Имеем. Поэт был сыном своего времени, но он не был гарантирован от ошибок, как любой человек. И мы не должны судить за это поэта.
Казахи не имели своей государственности, они мечтали о ней, но веками проблема не разрешалась. И, несомненно, что в партии "Апаш" были и экстремисты, и централисты, люди, по-разному представляющие осуществление на практике своей мечты. Были и стихи, которые не выбросишь и от которых невозможно отказаться. Но ценят поэта не за ошибки и слабые стихи, а за то лучшее, что осталось жить в последующих поколениях.
Иногда национализм бывает вынужденным, как средство самозащиты, выживания национального менталитета. Лишь бы это не осуществлялось за счет унижения и обид другой национальности. Магжан Жумабаев - явление национальное, но за счет своих достоинств одновременно и интернациональное. Я думаю, любого казаха порадуют стихи Пушкина, Блока, Есенина, Шекспира, Данте. Так же, как и нас должно радовать все талантливое и прекрасное в стихах Магжана Жумабаева.
И еще. Поэзия вырастает из личности поэта, из окружающего ландшафта, быта, традиций. Наверное, азбуч-ная истина. Но о ней надо напомнить. Магжан вырос из ландшафта Западной Сибири и Казахстана, из вековых чаяний своей нации:
Золотые облака разъяты,
Там, где ветер выл, покой повис,
Нежные простые ароматы,
Пенье птиц связует верх и низ.
Березка и степной ковыль, барханы пустынь и водная гладь Арала стали художественным пространством поэзии Магжана Жумабаева. Это его почва, это его истоки. Без них нет мелодии стиха, нет поэта. Меня привлекает в поэзии Магжана не только почва, но и культурные традиции, умение быть с эпохой в поэтическом отношении на равных. Он с полным правом относится к плеяде замечательного русского "серебряного века".
Только вдруг из области заочной
Вышел свет, а страх пропал во мне.
Снова солнце озарило почвы,
Временно сокрытие во тьме...
Это символизм, нужный многим. Это гуманизм, обращенный ко всем людям. И страстная поэтическая жажда любить и восхищаться красотой.
Магжан был в высшей степени художником общечеловеческой сущности, певцом, национально-самобытным и предельно современным. Он, как поэт, обрел вечность и право воплощать в мировом сообществе культур казахский национальный менталитет.
// Магжан Жумабаев. Стихи, проза и литературные исследования. Составитель – Ж.Сулейменов, 2006. – С.312 – 316.