"Болдинская осень" Магжана - Магжан Жумабаев

"Болдинская осень" Магжана

Если скрутит тоска, ты стремишься домой:

Даже быстрый Тулпар вдалеке сам не свой.

О любимец степей, всем любезный Алаш,

Знай, что только Туран - отчий дом твой родной.

М. ЖУМАБАЕВ

В 1922 году Мапжан Жумабаев по приглашению председателя Совнаркома Туркестанской республики Турара Рыскулова и секретаря ЦК Компартии Туркестана Султанбека Кожанова прибыл в г.Ташкент, где собрались многие бывшие алашор-динцы и другие представители казахской интеллигенции, которые преследовались в Казахской автономной республике (административный центр - г.Оренбург). В то время территория Сырдарьинской и Жетысуйской областей находилась в составе Туркестанской республики (центр -г.Ташкент). Магжан был преподавателем Казахско-киргизского института просвещения. Одновременно активно сотрудничал с газетой «Ак, жол» и журналами «Сана» и «Шолпан», публиковал в них свои стихи, рассказы и научные статьи. В этот период и написаны туркестанский и сырдарьинский циклы стихов. В них М.Жумабаев воспевает старое доброе время, когда все тюркские народы жили дружно, а Туркестан, в старину называвшийся Тураном, был объединяющим центром, которому он посвятил свои поэтические строки:

Туркестан-ты едва мира

открытая дверь,

Туркестан-ты всех тюркских

племен колыбель,

О Всевышний! Ты здесь наш

народ поселил,

И за благо такое спасибо тебе!

В старину Туркестан называли Туран,

Это родина древних тюрков

всех стран. И судьба твоя славной,

завидной была

На путях, где прошел дней твоих караван.

В этом стихотворении Магжан воссоздал художественную панораму истории Турана и с большим пафосом воспел его землю.

К уже названному туркестанскому циклу относятся такие известные стихи Магжана, как «Старый Туркестан», «Слово хромого Тимура», «Уральские горы», «Урал», «Огонь», «Пророк», «Восток», «Далекому брату», «В саду Турана», «В Алатау» и др.

Тему Востока Магжан поднимает в надежде на его пробуждение и оказание им положительного влияния на запятнавший себя войнами Запад. По мнению поэта, это будет способствовать установлению мира и солидарности между всеми народами.

С большим вдохновением он пишет свои лирические стихи, где воспевает любовь. Одним из них является замечательное стихотворение «Ожерельем-луна...».

Поэт в ряде своих произведений обращается к старине, к сюжетам древних легенд. В Ташкенте он с большим интересом прочитал сборник избранных произведений Шокана Уалиханова, выпущенный в Петербурге в 1904 г. Ознакомившись со статьей Шокана «Тенгри», где идет речь о легендарном бакси (шамане) Койлыбае, Магжан собирает о нем дополнительные материалы и пишет своеобразную поэму «Кобыз Койлыбая». Она является, можно сказать, одним из шедевров казахской поэзии.

Главные герои произведений «Батыр Баян» и «Коркут» - люди сильные духом, преданные родной земле и народу. Первая из них повествует о давнем событии, происходившем во времена военных походов, вражды между казахами и калмыками, воспеваются отвага, любовь, дружба и милосердие.

В центре поэмы «Коркут» - гениальный мыслитель древнего огиз-кипчакского племени, святой дед Коркут, который всюду искал бессмертную жизнь и в конце концов изготовил из сосны музыкальный инструмент кобыз, играл на нем печальные кюи. Столкнувшись лицом к лицу с несправедливостями своего времени, не находя выхода из тупика, поэт уподобляет свою трагическую судьбу действиям древнего героя и напоминает о своем намерении рассказать о горестях жизни народа:

Одного лишь хочу я,

как славный Коркут,

Свои песни найти через

каторжный труд.

И, отдав все Мечте, что и можно отдать,

С другом, верным кобызом,

закончить свой путь.

Крупнейшие теоретики-литературоведы 20-х годов прошлого века не случайно называли Магжана основоположником байронизма в казахской поэзии, первым создателем романтических поэм. Подтверждением тому служат вышеназванные произведения.

Магжан в Ташкенте писал рассказы и научные литературоведческие, исследовательские статьи. Большую ценность представляют его труды об Акане-серэ, Базаре жырау, об Абубакире Диваеве. Материал о жизни и творчестве знаменитого акына и певца Акана-серэ он собрал летом 1922 г., находясь в командировке в Кокчетавском уезде с целью оказания помощи голодающим (в то время поэт работал заместителем председателя Акмолинского губернского комитета помгола).

Магжан в Ташкенте занимался еще и сбором и изучением творений видного акына-импровизатора второй половины XIX - начала XX века Базара жырау. На основе этих исследований написал статью о его жизни и творчестве.

Много внимания мастер пера уделил творчеству знаменитого фольклориста и этнографа Абубакира Ахметжановича Диваева, профессора Среднеазиатского университета (САГУ), преподававшего казахский фольклор и этнографию.

Магжан в Ташкенте активно участвовал и в общественной работе. 4 декабря 1922 г. там создано культурно-просветительское общество «Талап», целью которого было развитие культуры. В его деятельности наравне с Мухамеджаном Тыныш-баевым, Мухтаром Ауэзовым, Абу-бакиром Диваевым и др. активное участие принимал Магжан Жумабаев.

Магжан вместе с Х.Досмухамедо-вым, М.Тынышбаевым, М.Есболо-вым, М.Ауэзовым и другими видными членами партии «Алаш» активно участвовал и в учебной комиссии наркомпроса Туркестанской республики.

Поэт пробыл в Ташкенте около года-с ноября 1922 по сентябрь 1923 г. И за это время написал много стихотворений, несколько поэм, рассказов, научно-литературных статей. Если проводить пусть даже условную аналогию, то этот период творческой жизни поэта по праву можно назвать «Болдинской осенью» Магжана. Итогом его творческой деятельности в Ташкенте явился сборник стихов (издан в 1923 году) с предисловием Султанбека Кожанова, который писал: «До сегодняшнего дня казахско-киргизский язык в Туркестане считался языком овцеводов, непригодным для использования в официальных бумагах, для написания книг. Стихи Магжана могут показать, что казахский язык не только может с пользой использоваться, но что он очень богат, чист, остер и красив. Уверены, что стихи Магжана со стороны языка и узнавания литературы принесут много пользы».

Кайролла МУКАНОВ,

Краевед


 

Муканов К. «Болдинская осень» Магжана// Северный Казахстан. – 2008. – 14 марта. – С.8.