Завещаю жить
Имя Магжана Жумабаева было под запретом более полувека. Последняя прижизненная книга поэта вышла в 1928 году. Творчество его сформировалось в дореволюционные годы. В ряде своих работ он проповедует идеи национального самоопределения казахского народа и восстановления его государственности. В 30-е годы прошлого века идеалы поэта стали поводом для репрессий (в 1929 и 1937 гг.).
Каким человеком был Магжан? Об этом скажут строки его стихотворений. Разные, порой противоречивые впечатления они вызывают об авторе. То он - пламя, ветер, лев, то нежное дитя, то насмешник, то неистовый влюбленный...
Поэт был очень воспитанным и скромным человеком, боявшимся доставить кому бы то ни было хлопоты в связи со своей персоной. Особенно это проявлялось по отношению к младшим по возрасту и детям. Его очень любили и уважали близкие, хорошо знавшие его добруюдушу.
... В 1936 году, отсидев на Соловках по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, Магжан был выпущен на свободу после вмешательства вдовы A.M. Горького Е.Пешковой. По пути в Петропавловск поэт останавливается у родственников по линии матери в аулах Гума, Сага, Кызылагаш и Карагаш, что под Омском.
Так совпало, что в ауле Карагаш в это время праздновали шилдехана (рождение сына) у односельчанина по имени Баймукан. По старому обычаю мальчика назвали в честь гостя Магжаном. Для поэта это стало настоящим подарком, ведь его родной сын Граждан умер еще младенцем.
Испытав душевный подъем, побывав у родных, поэт отвлекается от тяжелых дум и пишет стихотворение, обращенное к своему тезке, под названием «Жас Магжанға».
Юному Магжану
Сына Вы Магжаном нарекли,
Боке,
Он как ягодка, так нежен,
мой аттас! (тезка. - Г.М.)
Он ведь спросит: «Вы откуда
прибыли, Маке,
И куда спешите в путь сейчас?»
Я отвечу на вопрос твой, мой малыш:
Из раздумий вышел я и к ним же устремлюсь.
Так давно я не держал в руке калам (ручка. - Г.М.),
Что притупится без дела он, боюсь...
Не беда, я верю в свой калам
Из него родится новая строка.
Подрастешь и ты, мой тезка, возмужаешь,
Унесет мои печали времени река.
Скажешь: «С колыбели знал поэта я»,
Скажешь: «Он пришел благословить меня».
Подрастай, малыш, скорее, -
Вечный Жизни караван не ждет ни дня.
(Подстрочный перевод. - Г.М.)
Стихотворение выражает многие невысказанные вслух мысли и чувства поэта: горечь от незаслуженных преследований, досаду из-за временного творческого спада, грусть по поводу скоротечности жизни, нравственные терзания. И тем не менее стихотворение оптимистично! Поэт нашел в себе силы дать благословение (аббата) младенцу. Сколько тепла и нежности в его обращении к ребенку! Стихотворение воспринимается как завещание поэта. Не случайно Магжан ввел в последнюю строфу символический образ движущегося каравана. Данный образ ассоциируется с Востоком, Шелковым путем, но он же имеет более глубокое толкование: караван - как череда дней земного бытия, движение, которое не может прерваться, в отличие от жизни конкретного человека. Читаешь стихотворение и представляешь поэта доброжелательного, честного во всем, мужественного, ранимого, которому не позволили сделать многое... Но его бессмертный дух витает над Сары-Аркой, слышится в порывах ветра, видится во всполохах огня, загадочных мерцаниях звезд. И он всегда будет частью нашей истории и культуры.
Гюльнар МУКАНОВА,
кандидат исторических наук
Муканова Г. Завещаю жить // Северный Казахстан. – 2008. – 20 июня. – С.5.