Феномен Магжана - Магжан Жумабаев

Феномен Магжана

Предстоящий юбилей Магжана Жумабаева, 115-летие поэта, дает повод вновь обратиться к его творчеству на пороге третьего тысячелетия, пережить его мысли и ощущения. Магжановедение - новое направление в литературоведении и историческом краеведении. Тем не менее оно вызывает огромный интеpec среди исследователей творчества поэта. Талант уроженца небольшого аула на севере Казахстана продолжает дарить читателям ощущение причастности к миру человеческих страстей, переживаний, любви и преданности дружбе. Магжан широко признан знатоками тюркоязычной поэзии. Переводы его стихов сегодня притягивают миллионы любителей словесности к чистому роднику внутреннего мира.

В преддверии юбилея поэта поклонники творчества Магжана ждут публикации новых исследований о судьбе опального поэта и переиздания его известных и мало известных произведений. Для педагогов творения Магжана - источник вдохновения на уроках литературы, истории, рисования, музыки Действительно, его видение мира неповторимо и уникально.

Каждое его стихотворение уникально по форме и содержанию. Специалисты отмечают новизну форм стихосложения, введенных Магжаном впервые в истории казахской словесности. Казалось бы, простые бытовые сценки - поездка в арбе по степи или через лес, аульный пейзаж - он умеет передать точными мазками. Но сколько же любви и душевного тепла в этих незамысловатых сценках! Сын земли, тянувшийся к светскому образованию, знакомый с мусульманским учением, Магжан обращается к Небу и небесным светилам, тем дорогим для тюркоязычных народов образам, с помощью которых можно передать красоту и гармонию мира. Его стихи порой производят противоречивые впечатления об авторе: то он пламя, ветер, лев, то нежное дитя, то насмешник, то неистовый влюбленный...

Юбилей великого нашего земляка совпадает с другой трагической датой: в текущем году исполнится 70 лет гибели поэта. Рано оборвалась песня Магжана, но звучат его пламенные стихи, отражающие глубину его чувств и мысли. Он в своем творчестве отразил принадлежность к тюркской культуре. Но для поэта одинаково дороги судьбы народов от Пиренеев до Алтая.

М.Жумабаев часть жизни посвятил педагогической работе. Монографию "Педагогика", изданную в 1922 году, написал в Петропавловске, о чем свидетельствует собственноручная запись в рукописи. В основу книги, основанной на народной педагогике казахов, легли лекции, прочитанные М.Жумабаевым на кратких учительских курсах. В ней автор изложил природу взаимоотношений между матерью и ребенком, подчеркнул непреходящее значение семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка. "Научить любить невозможно: это чувство должно быть искони присуще девушке, будущей женщине, матери", - подчеркивает Магжан Жумабаев. Он добился мастерства в дидактике и методике.

Достоянием общества стали его стихи в переводе казахстанских авторов: Валерия Антонова, Татьяны Орловской, Руфи Тамариной, Сергея Мнацаканяна, Берика Жылкыба-ева, Кайрата Бакбергенова, Асхата Сагындыкова. Нельзя не вспомнить благодарным словом друга юности Магжана, башкирского поэта Сайфи Кудаша. Ведь именно он настоятельно добивался полной реабилитации поэта в годы "застоя". Дружба их является образцом чистоты и верности.

Написанное в 1923 году Магжаном стихотворение «Туркестан», где воспет Туран - прародина тюркских народов, стало лейтмотивом казахской эмиграции в Европе во главе с ее лидером Мустафой Шокаем, увидев свет на страницах журнала "Яш Туркестан" в 1929 г. В этом произведении поэт призывает раздвинуть обыденные рамки восприятия жизни, охватить весь мир.

В его устах оживают народные батыры Наурызбай, Богембай, Кабанбай, Оразымбет, Жанибек, Калкаман, Сары, Жабек, Елшибек, Сырымбет, Карабужыр и другие, чьи имена хранятся в благодарной народной памяти.

Магжан поднял национальную поэзию до высот мировой словесности. Культура стихосложения Магжана по праву принесла ему всемирную славу.

Перу Магжана принадлежат исследования о поэте-импровизаторе Акане-серэ, башкирском этнографе Абубакире Диваеве. В частности, он автор предисловия к книге А.Диваева. В 1924 году в обобщенном виде свои исследования устного казахского народного творчества Магжан опубликовал в книге "Тарту".

Многому поэт учился у российских классиков, современников. Его так и называли в годы учебы в Москве: "казахский Пушкин". Он и погиб, как великий поэт, от наветов и пули, завещав потомкам свою честь.

Символические образы в его стихах - дань влиянию философии Блока, Мережковского, Брюсова. Он подражал Фету, переводил его. Последняя прижизненная книга поэта вышла в 1928 году, до 1988 г. его произведения не публиковались.

В одном из последних найденных стихов поэта встречается образ каравана. Караван - это символ движения, которое не может прерваться, в отличие от жизни конкретного человека. Творения Магжана навсегда останутся частью нашей и мировой культуры, всемирной истории общества и государства. Его стихи вдохновляют по-прежнему, заставляют восхищаться сочностью красок и силой чувств.

Гюльнар МУКАНОВА


Муканова Г. Феномен Магжана//Северный Казахстан.-2008.-1 февраля.-С.8