Духовное наследие поэта - Магжан Жумабаев

Духовное наследие поэта

У Герцена есть выражение «лиризм эпохи» — суть его в том, что у писателя часто возникает желание высказать все, что он думает о времени, о людях, в том числе и о себе. Такого рода «лиризмом эпохи», я бы сказал, лично-общественным, не замкнутым только в себе, является творчество моего земляка, гордости казахской поэзии Магжана Жумабаева. В чем же непреходящая ценность великих творении классика казахской литературы, каково их воздействие на самые сокровенные струны человеческой души? Все чаще задумываемся мы над этими вопросами, все серьезнее и глубже пытаемся ответить на них. В истории развития казахской литературы 20—30-х годов немало известных имен, которыми может гордиться нация.

И все же именно Магжан Жумабаев в своем творчестве наиболее рельефно, сильно и впечатляюще выразил грозный, мятежный дух своей эпохи, обрисовал ее характеры и конфликты, передал высокий накал мыслей, чувств, страстей. Любые вопросы личного бытия сплетаются для него воедино с всеобщими, универсальными по своему смыслу, вечны-ми вопросами бытия казахского народа. При этом он одним из первых понял, что восстание против национальных традиций и культуры народа, простое выворачивание его привычных ценностей наизнанку никогда не вело и не может привести ни к чему хорошему. Магжан Жумабаев верно почувствовал, что для честного и мыслящего человека нет и не может быть иной исторической программы действия, кроме пути воссоединения с народом. Он понял, что взгляд на социалистический правопорядок как на последнее слово истории человечества — глубочайшее заблуждение. Нет ни одной мельчайшей клеточки классового общества и государства, где царили бы порядок и благообразие, все здесь находится в раздвоении и противоречиях, в постоянной борьбе и брожении. И чем больше возрастают несвобода человека, отчуждение людей от своих обычаев и национальной культуры, тем больше обостряются самостоятельность и активность человеческого самосознания, стремящегося вырваться из тех узких границ, которые поставила ему социалистическая цивилизация. На этом пути отдельный человек и человеческий разум терпят поражения и ошибки, но остановить их движение вперед невозможно, ибо оно — неотъемлемая черта жизни. Магжан Жумабаев был в высшей степени казахским поэтом. Его мысли и твор-чество были всегда неразрывно связаны с родной страной, ее людьми, их сложными индивидуальностями. Казахский народ и его культура неизменно представали во взаимосвязи с прошлым, настоящим и будущим всего человечества.

Жизненные сроки, увы, коротки. Поэт прожил всего лишь 45 неполных лет. Впрочем, у настоящего художника нет возраста, во всяком случае — возраст его условен. Его возраст складывается из добытого жизнью художественного опыта. В первых уже стихах Жумабаев обнаружил редкую и органичную способность уловить, увидеть и передать красоту жизни и бесконечность мира, твердь под ногами и вечное небо, от века к веку передающуюся любовь к живому, к человеку, к Родине. Основная идейно-политическая линия его творчества — призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю, миру прекрасного, осуждение невежества, косности, изобличение раздоров и распрей, злоупотребления властью. Все это тесно связано с главной проблемой — проблемой судьбы народа. В его произведениях нашли отклик гуманистические мотивы Абая, Байтурсынова, Сералина, Дулатова, Ай-маутова.

В высшем литературно-художественном институте, где учился в 1923—26 гг. Жумабаев, профессора называли его казахским Пушкиным. Магжан был один из образованнейших людей своего времени. В 1913 г. в Казани вышел сборник его стихов «Шолпан». 20-летний, поэт становится редактором журнала «Балапан». В 1920 г. выходит сборник стихотворений «Жан со-зи» («Крик Души»), в 1922 г. Магжан—редактор выходящей в Ташкенте газеты «Ак жол». В 20-е годы М. Жумабаев создает поэмы, стихи, очерки, методические пособия по обучению родному языку в начальной школе, Сделаны переводы произведений М. Горького, Мамина-Сибиряка, Вс. Иванова, а также некоторых статей В. И. Ленина.

Судьба М. Жумабаева трагична: 19 марта 1933 г. он был расстрелян как японский шпион, В декабре 1988 г. поэт был посмертно реабилитирован.

На произведениях М. Жумабаева лежит яркая печать национального характера. Она окрашивает все элементы его стиля, его лексику и фразеологию. Проникновенный певец природы, глубокий психолог и проницательный изобразитель нравов, чародей слова, постигший, казалось, все тайны родного языка, — таким входит в наше созна-ние Магжан Жумабаев, произведения которого займут достойное место в казахской классической литературе.

Празднование 100-летия со дня рождения М. Жумабаева планируется провести как всенародный праздник. Праздник поэзии и национального духовного возрождения, демонстрации традиционной казахской культуры и интернациональной дружбы между народами. И пусть каждый, кто придет на этот праздник, почувствует в душе свою сопричастность к духовной и нравственно!? реабилитации нашего поэта-земляка М. Жумабаева, выразиі свое уважение к народу, сумевшему сохранить для потомкоі честное имя Поэта, Гражданина и Педагога.

И. БАЛГУЖЙНОВ, учитель Сартомарской средней школы им. Магжана Жумабаева, заслуженный работник народного образования Республики Казахстан.


 

Балгужинов И. Духовное наследие поэта: [К 100-летию М.Жуабаева] // Ленинское знамя. – 1993. – 20 июля. – С.3