Философия любви в творчестве М. Жумабаева
Любовь трудно познается, точнее, поддается познанию, потому что она относится к явлениям психологического порядка, т. е. существует в форме переживания, отношения, ценности в виде морально-этического понятия. Кроме того, научному познанию любви всегда мешали какие-нибудь социальные обстоятельства или установки людей. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, — это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый путь — тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного, как мир, и столь загадочного слова — любовь!
Философия любви создает живое, богатое, многостороннее ее изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких суждений, метких высказываний, которые, собранные вместе, могли бы составить энциклопедии. Великое множество учений философии любви разрозненно, несистемно, но они раскрывают процесс формирования общественного интереса к любви и некоторые ее исторические тенденции: агностицизм — вера в непознаваемость любви; невнимание к изучению любви с позиции современной науки; сведение к внеземному, причисление ее к разряду загадочных явлений, не управляемых волей человека, обусловленных сверх-мощными силами природы; боязнь рационализации; отождествление с инстинктом, где любовь рассматривается как некое врожденное начало в человеке, действующее спонтанно, передаваемое по наследству; уход в метафору — подмена научного представления о любви ее поэтическим описанием, индивидуальным переживанием; романтизация любви — она связана с игнорированием биологической и физиологической основы, когда любовь понимается как некое бесплотное, эфемерное общение и соприкосновение душ, и т. д.
Каковы бы ни были проявления любви — любовь к Богу, любовь к женщинам, мужчинам, детям, людям, труду, истине, природе, духовным занятиям — во всех вариациях она предполагает наличие позитивного переживания, связанного с объектом чувств, познания или практической деятельности. Позитивные переживания могут варьироваться от бурного восторга (экзальтации) до нежного трепета, оцепенения (рефрак-терности),
Любовь — понятие необычайно емкое и многозначное, поэтому люди не сразу обнаружили, что в их отношениях к разным объектам присутствуют такие моменты, как положительность отношений, отождествление себя с объектом, взаимность, моральная ответственность. К примеру, любовь может стать наваждением, смыслом жизни человека, и, возможно, отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?
Почти каждый человек вносит свое и в чувство любви, и в суждения о ней, причем самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой сокровищнице духовного опыта человечества. Повседневные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и литературы. В яркой плеяде романистов и поэтов, возвышавших любовь до уровня всемогущей силы, был Магжан Жумабаев. В его философском понимании любовь означает тревогу и заботу за естественное существование природы, ответственность за судьбу мно-гострадальной Родины, трепет и благоговение перед женщиной. Это всего лишь три аспекта его многогранной поэзии...
Природа для М. Жумабаева является живой субстанцией, мыслящим универ-сумом, одухотворенной плотью, нравственным мерилом, основанием жизни человека.
Его любовь к природе отличается высокой одухотворенностью. Прислушайтесь к этим строкам:
Ты видишь простор бесконечный, степной,
Как шалью, покрыт зеленой травой.
Здесь горы до неба, медовые реки.
Я сын твой, отчизна, рожденный тобой.
Этот глубокоосмысленный стих был написан в 1907 году четырнадцатилетним юношей, а в 1911 году стал эпиграфом романа «Казашка» классика татарской литературы Галимжана Ибрагимова.
Лирический пейзаж в самом высоком смысле этого понятия впервые был введен в поэзию советского Востока именно Магжаном. Примером может служить цикл стихотворений «Весной».
«День настал! Тебе ж все спится Озорница... Баловница! Пробудись, ягненок мой, Сон стряхни, лицо умой!» Так заря будила Землю. А земля лежала, дремля, В блеске утренних лучей.
Свежею водой умылась, Празднично принарядилась И красуется Земля, Радуясь и веселя, Разнотравьем и цветами, Многоцветными шелками, Многозвучием речей.
(Перевод А. Жовтиса). Жумабаев безмерно любил природу, воспевал красоту гор, степей, неоглядную даль, леса, озера. Это ясно прослеживается в таких его поэтико-философ-ских произведениях, как «Кокшетау», «Соловей», «Осень», «Песня заката дня и утренней зари», «Летнее утро», «Береза», «Лес», «Закат солнца», «Ветер», «Волны», «Бабочка», «Сереброликая луна», «Луне», «Ночь», «В Едили», «Зимняя дорога»... Ни один из этих стихов не уступает по полноте отображения глубинных процессов картин природы, по остроте накала имманентных чувств произведениям мировой классики.
Кто-то хохочет в степи,
Кто-то бормочет — спи...
Ветер свистит в ушах,
То нагоняет страх,
То спасенье сулит,
Шепчет слова молитв,
Плачет, тоскуя...
(«Зимняя дорога».
Перевод неизвестного автора).
М. Жумабаев олицетворяет природу с живым существом, с которым ведет непринужденную, сокровенную беседу, доверяя глубинные тайны своего сердца и измученной души. Природа ему отвечает взаимностью, поддерживая его радость и печаль, смех и слезы. Обостренное чувство поэта не может насладиться ею. Стихи Жумабаева - это не просто зарисовки или описания времен года, но и трепет его души, сокровенное, выстраданное — сгусток его настроений, мыслей и чувств.
М. Жумабаев считает, что причина неуважительного отношения людей к матери-природе в свою очередь лежит в их нравственной неразвитости и недостатке высокой морали, безответственности и отсутствии доброжелательных чувств. Таким образом, двумя главными факторами гибели природы являются безнравственность и безответственность.
Знакомясь с произведениями М. Жумабаева, нельзя не отметить не только их актуальность, но и то, что их автор нередко оказывается впереди своей эпохи. Рискуя быть обвиненным в консерватизме, в других грехах, поэт выступал с пре-достережением о последствиях урбанизации степи. Мы видим воплощение его мысли в полном развале сел и деревень. Он поднимал до уровня общечеловеческих проблемы, которые принято называть экологическими. И, к сожалению, встретил непонимание современников.
Особую тревогу вызывает стихотворение М. Жумабаева «Погоняй коня, Сарсембай», где описывается неутешительное состояние города, где город сравнивается с огромным сатаной, окруженный туманом, огнем, дымом, шумом, гамом, напоминающим «исчадие ада». Этот стих датируется в интервалах 1911— 1922 гг. Через 80 лет экологические проблемы еще более усугубились, стали глобальными и общепланетарными. В век техногенной цивилизации города превратились в большие мегаполисы, где наблюдается устойчивая тенденция к многократному, в десятки и более раз превышению вредных и токсичных веществ в атмосферном воздухе - в результате чего происходит деградация экосистем, сокращение продуктивных воз-можностей биосферы, ухудшение здоровья людей и высокая смертность.
Гармония человека с природой предполагает здоровую жизнь, плодотворное созидание общества, правильный взгляд на будущее нашего народа через настоящее и прошлое. Возможно, поэтому М. Жумабаев имеет все основания считать, что природа является непосредственной культурной средой воспитания человека и созидания личности. Ведь для каждого из нас понятие Родина, отечество начинается с порога родительского дома, вызывая различные ассоциации в восприятии мира: детство изумляет, юность восхищает, зрелость искушает.
Искушение выступает в самом возвышенном смысле реалией любви, трепета, гордости до самопожертвования. Примером этой данности может служить творческая деятельность и трагическая судьба М. Жумабаева. Трагедия жизни еще более усилила его волю, укрепила характер, закалила убеждения. Его личная трагедия — часть трагедии казахского народа: революция, индустриализация, коллективизация,голод,репрессия, геноцид... Об этом свидетельствуют вопиющие исторические факты, недоступные документы с грифом «совершенно секретно» бывших коллегий ОГПУ, троек НКВД, «особого совещания» при НКВД СССР, а также живая память народа. Героическое прошлое М. Жумабаева связано со славными, бессмертными именами в народном фольклоре — баксы Койлыбай и Коркыт-ата; с историческими героями казахской степи — Асан-кайгы, Аблай-хан, батыр-Баян. Он создал образы героического напряжения, основанные на прототипах конкретных выдающихся личностей, которые сыграли выдающуюся роль в истории казахского народа.
В широко известной поэме «Батыр-Баян», в стихах «Прошлое — свято», «Домбра» М. Жумабаев описывает предков тюрков, землю Турана, которая была прародиной кочевников. Поэт-философ призывает, чтобы традиции доблести и геройства не забывались, не уходили в прошлое, не стирались из памяти, так как без знания прошлого нет настоящего и будущего.
Настоящее М. Жумабаева — это суровая действительность, завуалированная спекуляция на политических взглядах, зависть к таланту, приклеивание всевозможных ярлыков — от национализма до антисоветизма, клевета и доносы... И в этих условиях ему пришлось жить.
Всему миру известна отвага моя, Я не тот, кто боится воды и огня. Окрыленный стихами, я — сын поднебесья, Мне вздохнуть от врагов нет ни ночи, ни дня. Покорял я вершины Алтая не раз, До Китая стрела долетала тотчас, Если только натягивал я тетиву — Уповал я на сердце, пришуря свой глаз.
Я преграды без устали приступом брал,
После схватки смертельной я льва оседлал.
Если я испугаюсь какой-нибудь шавки,
Пусть земля поглотит — там,
где в страхе я встал.
(Перевод Бахытжана Канапьянова).
Это был вызов самому себе, своей трагической судьбе, противостояние времени, попытка оградить народ и отечество от новых испытаний и потрясений...
Только Магжан, обладая титаническим умом, виртуозно владея словом, смог передать нам особую, искрящую, неукротимую любовь к Родине. Уже с первых строк его стихов в нас зарождается щемящее чувство боли, тревоги, гордости за многострадальную нашу землю. По М. Жумабаеву, красота ее необъятна, щедрость ее безгранична.
У Магжана, начиная с раннего творчества, нет ни одного стихотворения, где бы не звучала тема Родины, родной земли. Сами за себя говорят такие стихи: «Родная сторона — Сасыккуль», «Родная земля», «Далекой родне», «Я спешу», «Израненная душа», «Желание», «Погоняй коня, Сарсембай», «Колыбельная песня», «Песня заката дня и утренней зари», «Люблю», «Сестренке», «Жизнь», «Болезнь», «Зимняя дорога», «Летняя дорога», «В осенний день», «Душевные слова», «Я изнываю», «Надгробью ребенка», «Без цветов», «Обманчивая жизнь» и др.
М. Жумабаев утверждает, что родина человека там, где он появился на свет. В стихотворении «Сегодняшний день — это жизнь, смерть моя» поэт считает, что начало жизни — прог улка, а конец — разрушение. Жизнь человека - это игра судьбы. Что ни делается — это воля смерти... Обнимаю, пью, безумствую, плачу, так как «сегодняшний день — это жизнь, смерть моя» (мой подстрочный перевод). В «Песне заката дня и утренней зари» он пишет:
Золотой день убывает,
Золотой день умирает.
Несчастные тучи, печалясь
Кровавыми слезами, хоронят день.
Умер день. Небо омрачилось, Земля покрылась чернотой...
Темная ночь умирает
С лучами утренней зари...
«Умри за родину, за родину...» —
Зачем жалеть собственную жизнь?
(Мой подстрочный перевод).
Здесь и далее в других сочинениях мы видим единство трех начал: природы, отечества и самого себя. Как личность он неотделим от собственной поэзии, как гражданин от единственной Родины.
Это единство способствовало адекватной передаче мыслей, чувств, пережи-ваний, и возможно поэтому, он смог привить своему народу любовь к героическому прошлому и истории отечества, поднять национальное величие и самосознание народа, показать характер, состояние души, традиционный образ жизни и самобытную культуру.
М. Жумабаев, не принял мятежную, насильственную революцию, а затем и гражданскую бойню. Даже тогда, когда написал такие стихи, как «Свобода», «Красный флаг», поэму «Группа девяносто», — он больше думал не о собственной участи, сколько о благополучии народа. Да, он мечтал о свободе своего народа, стал воспевать революцию, находясь на стороне трудящегося большинства, но все это было номинальным принятием программы Советской власти. В его последних творениях меньше лиризма, но больше пессимизма: всюду насаждается страх, свирепствует печаль и рыщет смерть в поисках своей очередной жертвы. Предчувствие смерти становится началом его бессмертия, а пока нам, читателям и исследователям, приходится довольствоваться малой толикой его слов:
Ты гори, огонек,
я так искренне рад.
Что ты в слабой руке
трепещешь, борясь.
(Перевод В. Акимова).
Особое место в его творчестве занимает любовная лирика.
Красота и свобода женщины — несовместимые понятия для эпохи М. Жумабаева, поэтому некоторые его стихотворения социально ориентированы, проблематичны. Здесь философский луч направлен на раскрытие взаимоотношений между личностью и обществом, между женщиной и шариатом. М. Жумабаев активно ставит вопросы свободы любви и эмансипации женщины.
Пусть читатель правильно поймет М. Жумабаева. Под «свободой любви» понимается «не свободная любовь», не путь вестернизации взаимоотношений мужчины и женщины. Издавна в казахском обществе регулятором поведения человека являлись моральные нормы, обычаи, традиции, общественное мнение; они настолько были сильны, что нарушались в редчайших случаях. С принятием ислама усилилась дискриминация беззащитных женщин. В стихотворении «Улболсын» девочке предначертана горемычная жизнь, по которой прошли все казахские женщины: калым — беспрецедентная продажа женщины, унижение человеческого достоинства с оскорблениями и прямым насилием. В «Молодой снохе» женщина должна обладать хорошим навыком и сноровкой, чтобы самоотверженно трудиться «и в пургу, и в ливень, и в зной, чтобы не прослыть ленивой снохой», «быть кроткой, непритязательной, скромной в желаниях, но обязательно угодливой и предуп-редительной в стараниях». Автор ставит вопросы непосильного женского труда и социальной незащищенности. Вопиющие факты изощренности психики, сцены издевательства и надругательства над личностью мы с содроганием видим в «Несчастной», «Грехе Шолпан».
М. Жумабаев поднимает судьбу казахской женщины до уровня общече-ловеческих, требует уважительного отношения к ее чести и достоинству, просит по праву оценить примитивный процесс труда, воздать женщине должные почести за воспитание детей, возвысить роль женщины в семье и обществе. А для реализации этой актуальной проблемы необходимо освобождение женщины как морально, так и социально, чтобы она чувствовала равенство в правах и обязанностях перед обществом. Ценностный аспект постановки женского вопроса в том, что М. Жумабаев, как всегда, опережал свою эпоху и нажил себе врагов среди лживых радетелей культуры, — не отсюда ли его пророчество:
У поэта не может быть друга среди человечества...
Б. АЛЬШАНОВА,
заведующая кафедрой философии КГПИ
г. КОСТАНАЙ
АЛЬШАНОВА Б. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ЖУМАБАЕВА // МЫСЛЬ. – 2004. - №12. – С.73-77