Если народ разбужу я стихами - Магжан Жумабаев

Если народ разбужу я стихами

Там, где великая сибирская тайга своей юго-западной оконечностью граничит с бескрайней казахской степью «Сары-арка» («Золотая степь»), широко раскинулось большое и глубоководное озеро Сасык-коль, южная сторона которого густо заросла кугой. В этих обильных зарослях озера не счесть водоплавающих птиц.

Когда-то с западной стороны озеро окаймлял густой лес, на его опушке стоял добротный пятистенный дом. В этом доме 25 июня 1893 года родился Магжан Бекенович Жумабаев.

Магжан начал учиться с четырех лет в домашней школе Бекена, созданной для своих детей и родственников. Учителем был высокообразованный, владеющий многими языками Востока молодой человек Ахиетден Аханов, башкир по национальности, навсегда оставивший свою родину.

У Ахиетдена какой-либо учебной программы не было. Он обучал восточным языкам и восточной литературе. Преподавал также арифметику и географию.

В конце прошлого века известный богач уездного города Петропавловска Мухамеджан Бегишев, окончив полный курс Стамбульского университета в Турции, по прибытии в родной город открыл медресе для казахских и татарских детей. Сюда и поступил Магжан в 1905 году. Впоследствии здесь учили арабский, персидский, турецкий языки как основные предметы. Также глубоко изучалась история тюркских народов. Жумабаев окончил ее в 1910 году, получив по всем предметам высший балл. Но молодой Магжан жаждал новых глубоких знаний, поэтому решил дальше «карабкаться по каменистым тропам» науки.

Осенью того же года вместе со своим школьным другом Бекмухамбетом Серкебаевым (отцом народного артиста СССР Ермека Серкебаева) он приехал в Уфу и поступил в знаменитое в ту пору «Медресе-Галия». Ее руководителем в то время был Салингерей Жантурин, старшим преподавателем - татарский писатель-классик Галимжан Ибрагимов.

В 1913 году Магжан приехал в Омск для поступления в учительскую семинарию, которую окончил с золотой медалью в 1917 году.

Большое участие в его судьбе приняли академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и ученый Мержакып Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г. Н. Потанин после первых встреч сМагжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихано-вым. Предсказание сбылось: Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика». О значении его поэтического наследия говорить излишне.

Не случайно, думается, Жумабаев получал стипендию, предназначенную для казахских детей, из «фонда Потанина» за выдающиеся успехи в учебе.

В 1918 году Магжан открыл в Омске курсы казахских учителей, став их первым директором. В 1919 году он - ответственный редактор впервые открытой в Омске казахской советской газеты «Бостандык туы» («Знамя свободы»), В следующем году и курсы, и редакция переехали в Петропавловск. И здесь Магжан продолжал руководить ими.

В 1922 году Жумабаева пригласили в Ташкент, где он стал работать старшим преподавателем Казахско-киргизского института просвещения. Там Магжан Жумабаев активно сотрудничал с журналами «Сана» и «Шолпан» и опубликовал в них множество поэм, стихов и исследовательских работ.

Крупнейшие теоретики-литературоведы 20-х годов Ж. Аймаутов и Г. Токжанов называли Магжана основоположником байронизма в казахской поэзии, первым создателем романтических поэм, воспевающих один из коротких отрезков жизни героя. Такими является его поэмы «Батыр Баян», «Кобыз Кой-лыбая», «Коркут», «На вершине Окжетпеса», «Иосиф-хан», «Сход девяноста», «Старые сказки», «Новыесказки» и т.д.

В 1923 году по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского поэт приезжает в Москву и преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока. В столице принимает активное участие в работе издательства «Восток», составляет учебники для средних и неполных средних казахских школ, а вечерами учится в Высшем литературном институте под руководством В. Я. Брюсова. Слушает лекции Валерия Яковлевича.

Первую поэтическую книгу «Шолпан» Магжан Жумабаев выпустил в Казани в 1912 году, а в 1922 году в Казани и в 1923 году в Ташкенте увидел свет его второй сборник стихов.

Магжан был высокообразованным поэтом, человеком с энциклопедическими знаниями. В совершенстве владел многими языками: русским, арабским, персидским, турецким, а также всеми диалектами тюркских языков, втом числе древнетюркским.

Когда Жумабаев жил и работал в Москве, он много занимался художественным переводом. В столице им были переведены на казахский язык и изданы «Песня о Буревестнике» М. Горького, «Белый конь» Мамина-Сибиряка, многие рассказы Вс. Иванова о жизни казахов. Им также было переведено и опубликовано в столичном издательстве «Восток» большое число работ В. И.Ленина.

В 1927 году Магжан возвращается в Петропавловск и работает преподавателем в Казахском педагогическом техникуме и в совпартшколе. В 1929 году М. Жумабаев был арестован по ложному обвинению в национализме и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. По приговору суда он осужден на 10 лет лишения свободы, срок отбывал в Карелии. В 1935 году, находясь в лагере, Магжан написал письмо Максиму Горькому, который помог ему досрочно освободиться из заключения. Вернувшись домой в Петропавловск, поэт стал работать преподавателем русского языка и русской литературы в неполной средней школе № 7 имени Пушкина.

18 марта 1937 года Магжан Жумабаев по приглашению Сакена Сейфуллина приехал в Алма-Ату. Эта поездка для него окончилась трагично. Его арестовали 30 декабря 1937 года, а в следующем 1938-м он был расстрелян.

Чрезвычайная популярность большого мастера казахского поэтического слова среди его современников порождала черную зависть у окололитературных деятелей, послужившую причиной его трагической судьбы.

Титаническая работоспособность писателя и ученого вызывала ненависть у тех карьеристов и держиморд в литературе и в науке, которые были неспособны создать ничего оригинального ни в просвещении, ни в литературе.

И все же справедливость восторжествовала. Многогранное творчество Магжана Жумабаева, погибшего в расцвете сил и таланта в период культа личности, ныне вернулось к казахскому народу, который, кстати, никогда не забывал о своем великом сыне, и засверкало новыми гранями.

Вся его жизнь может служить вдохновенным примером для всех нас. А эпиграфом к ней могут стать строки из одного из лучших его стихотворений:

«Слышишь, судьба, не хочу подаяний!

 

Полною мерой отмерь мне страданий,

 

Жги на огне, втри погибели гни!

 

Если народ разбужу я стихами,

 

Горе отступит, и жаркое пламя

 

Высушит слезы. К чему мне они!»

Хамза АБДУЛЛИН


 

Абдуллин Х. «Если народ разбужу я стихами…» // Северный Казахстан. – 2008. – 18 января. – С.8.