Звезда Магжана: жизнь и судьба - Магжан Жумабаев

Звезда Магжана: жизнь и судьба

Эпоха, в которую суждено было родиться Магжану, великому казахскому поэту, была переломной, породившая небывалые исторические процессы. Но даже в период, когда под влиянием трех революций, политических переворотов, общественно-социальных изменений переменился голос многих писателей и поэтов, Магжан сохранил верность своему призванию, не поддавшись конъюнктуре времени, заняв по оригинальности своих взглядов, глубине и смелости мышления особое место в истории казахской культуры.

Большое влияние на формирование мировоззрения Магжана Жумабаева оказали просветительские взгляды и деятельность первого казахского ученого, географа, этнографа Шокана Уалиханова, выдающегося казахского поэта и мыслителя Абая, первого педагога Степи Ибрая Алтынсарина.

Иоганн Эккерман, биограф Гете, в своей книге «Разговоры с Гете» вспоминал слова гениального немецкого поэта о том, что если убеждение крупного писателя проникает во все его творения, душа этих творений становится душой народа. Пожалуй, именно в глубочайшей близости к народному духу заключается феномен необычайной популярности и востребованности поэзии Магжана, высокой оценки его творчества современниками и представителями последующих поколений. Еще при жизни имя поэта было хорошо известно не только в Казахстане, но и в Башкирии, Узбекистане, Киргизии и др. республиках. В своих статьях его современники татарин Галымжан Ибрагимов, башкир Сайфи и др. раскрыли основные черты поэтического творчества Магжана. Исследование Жусупбека Аймаутова «О поэтическом творчестве Магжана» до сих пор является непревзойденным эстетическим достижением в магжановедении. Называя Магжана «поэтом собственных переживаний", он пишет, что до Февральской революции М.Жумабаев избегал всего, что было связано собщественными потрясениями. После нее, отмечает автор исследования, Магжан почувствовал возможность обретения свободы, с воодушевлением принял идеи революции. Но все мечты о свободе закончились для Магжана и его соратников с приходом Колчака в Сибирь. Потом фянула Октябрьская революция. Казахская степь стала местом сражения белых и красных. Гражданская война принесла разруху, потом были объявлены продразверстка, коллективизация, раскулачивание. Прежние идеалы рассеялись, как туман, и Магжан оказался на перепутье. Огромные испытания выпали на долю народа, и вместе с народом переживает годы невзгод и лишений поэт.

Жусупбек Аймаутов, говоря о трагедии Магжана, указывает на то, что, не удовлетворенный повседневной жизнью, он не верит в счастливое будущее казахов: «Чем жить и видеть страдания своих соплеменников, лучше покончить счеты с жизнью». Автор статьи относит его к последним романтикам уходящей эпохи и заключает, что он не из числа поэтов-пророков, которые ведут за собой толпу. «Сила Магжана - в его тончайшем лиризме, интимности, яркости поэтических образов, изяществе слога, в необычайно чистой, как жемчужная нить, мягкой, как пух, мелодичности строф. Такого проникновения в мир сердечных отношений казахская поэзия до Магжана еще не знала».

Жусупбек Аймаутов писал эту статью в 1923 году к тридцатилетию поэта, и неведомо было ему, какие страшные испытания обрушатся в скором времени на всех тех, кто представлял духовную элиту казахской нации, ее цвет и гордость. Во второй половине 20-х годов, вопреки решению ВЦИК от 4 апреля 1919 года об амнистировании руководителей буржуазно-националистической партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды, в Казахстане почти всех представителей старой интеллигенции вынудили отойти от активной общественно-политической деятельности. Первый секретарь крайкома Казахстана Голощекин сказал в октябре 1930 года на торжественном заседании, посвященном 10-летию Советского Казахстана: «Тактической задачей партийных органов было использовать национальную интеллигенцию, приблизить ее к себе и это дало возможность перейти к такому периоду, когда мы сможем отбросить своих временных со-юзников». «Временные союзники», в числе которых был и Магжан, стали объектами организованной травли в печати.

В обстановке бесконечных нападок Жумабаев приезжает в 1927 году в Петропавловск и работает непродолжительное время в совпартшколе и педтехникуме. И с этого времени начинается новый, трагический этап в жизни поэта - борьба за выживание. В архиве Северо-Казахстанской области найдены списки преподавателей педтехникума, среди которых значится и фамилия Магжана. При своих обширных профессиональных знаниях и педагогическом опыте он имел нагрузку всего лишь 6 часов в неделю практических занятий по казахскому языку. И, несмотря на такое отношение к себе, самозабвенно отдается работе.

Бывший студент педтехникума Омирбай Ибраев, вспоминая годы учебы, с восхищением говорит о широте интересов своего учителя, о таких его человеческих качествах, как тактичность, доброжелательность. Студенты готовились к семинарам по учебнику Жумабаева «Педагогика», который, впервые увидев свет в 1922 году, получил большое признание у современников.

Уникальность этого труда не только в том, что выполнен он выдающимся казахским поэтом-новатором, но и в том, что представляет собой жанр трактата, сочетающего в себе основы педагогической теории, публицистики и беллетристики, напоминает по форме и содержанию педагогический роман представителя французского просвещения 18 века Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании». Автор этого труда обосновывал свои идеи, по собственному признанию, «больше на воображении», и поэтому художественный язык дал ему возможность представить воспитание как искусство.

Магжан же имел ко времени написания своего труда определенный практический опыт работы в высшей и средней школе и профессиональное образование. В предисловии к книге он писал: «Критически осмысливая все, что было написано учеными, я отбирал те идеи, которые созвучны жизни казахов и их можно использовать в нашей практике». Осмысливая перспективы воспитания человека новой формации, он видел их прежде всего в неотрывной связи с духовно-нравственными традициями народа.

Само время востребовало эти мысли основоположника отечественной педагогики. Ведь ключом к решению задач современной школы являются принципы исторической преемст-венности, сохранения национальной культуры в формировании нового мировоззрения, о чем напомнил в своем Послании народу Казахстана Президент Назарбаев, призвав создать национальную программу «Культурное наследие». Созданная М. Жумабаевым модель националь-ной школы содержит в себе лучшие традиции воспитания, имеющиеся в казахской культуре, и вместе с тем отвечает современным требованиям.

Когда в 1929 году началась первая волна арестов одной из первых жертв стал Магжан, обвиненный в создании подпольной антисоветской организации «Алка» и сосланный в Карелию на 10 лет. В1930 году по ходатайству Е. Пешковой, жены Горького, поэта освобождают, но не-надолго. Проработав несколько месяцев учителем русского языка и литературы школы имени Пушкина в Петропавловске, он уезжает в Алма-Ату, где вскоре ему предъявят обвинение в шпионаже против Родины и он будет расстрелян.

Для нас, живущих в третьем тысячелетии, имеющих счастливую возможность открыть для себя замечательное наследие Магжана, главным должно стать приобщение к величайшему слову поэта, к волшебному миру его художественных образов, который служит источником вдохновения, укрепляет веру нации в ее величие, пробуждает благородные, светлые устремления и зовет к добру и справедливости.

Раушан КОШЕНОВА,


 

Кошенова Р. Звезда Магжана: жизнь и судьба // Северный Казахстан.-2008.-11 апреля.-С.8