Его поэзия - настоящая - Магжан Жумабаев

Его поэзия - настоящая

Всякий раз, когда размышляю о становлении конкретного великого человека, задаюсь вопросом, что было определяющим в его судьбе: расположение планет; поддержка высших сил, установивших мировую гармонию; либо - питательная аура народа, среди которого рос и формировался человек.

... В 1893 году в казахском ауле, за многие десятки верст от центра волости, Петропавловска, родился мальчик Магжан, в будущем поэт-просветитель. Сегодня его известность перешагнула границы континентов, но прежде этому реальному человеку и памяти о нем пришлось пережить счастливые и жестокие годы.

Отцом Магжана Жумабаева был волостной управитель Бекен. Обеспеченная жизнь семьи позволила ребенку, юноше получить достаточно высокое на переломе 19 и 20 веков образование. Но то же самое обстоятельство, принадлежность отца к власти российского царского режима, трагически отозвалось в судьбе Магжана, в черные годы сталинского режима стало козырем в руках недоброжелателей.

Талант М. Жумабаева проявился с ранних лет. Интерес к учебе, восприятию гуманитарных наук, легкое овладение языками отмечают все, кто дарил ему свои знания. Жадный до наук молодой человек формировался как один из высокообразованных казахских интеллигентов. Он освоил русскую и восточную литературу, европейскую философскую мысль, кроме казахского и русского языков овладел арабским, фарси и турецким языками.

Магжан обладал разными талантами, с ранних лет писал стихи. Ему шел девятнадцатый год, когда удалось опубликовать первый сборник поэтических произведений. Книга "Шолпан" была воспринята тюркоязычными читателями в 1912 году как литературная сенсация.

Интеллектуальный потенциал Магжана за годы учебы подкрепили произведения таких разных писателей мировой величины как Гете, Лев Толстой, Гейне, Горький, Верлен, Брюсов, Блок, Есенин... Безусловно, огромное влияние произвело творчество великого Пушкина! Насыщаясь гениальными произведениями других времен и также тем, что выходило из-под пера современников, М.Жумабаев всегда оставался сыном казахского народа, знал и любил устное творчество родного степного края.

Наряду с лирикой в его поэтических сборниках, на страницах газет и журналов печатаются стихи о доле трудового народа, угнетенного колониальным царским режимом, о произволе российских наместников, о неравенстве женщины. Поэт, увлеченный национально-освободительным движением, лозунгами партии "Алаш", зовет казахский народ к знаниям, к просвещению, к свободе.

Он много работает на ниве народного образования. Не оставляя литературного труда этот человек энциклопедических знаний преподает в Ташкенте, в Казахско-киргизском институте просвещения. Замеченный московским руководством, приглашается работать в советскую столицу преподавать в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Магжан получает известность не только как поэт и филолог, но и как методист-теоретик учительского труда.

Живя в Москве Магжан сотрудничает с издательством "Восток", составляет учебники для казахских школ, здесь же работает над учебной книгой "Букварь казахского языка для взрослых".

... У человека, поглощенного литературным и педагогическим трудом, ко всему - поступившему учиться в Литературный институт, нет времени обращать внимание на завистников, энергичных и коварных недоброжелателей. Высоко оцененный руководителем этого уникального вуза, поэтом Валерием Брюсовым, который первым назвал Магжана казахским Пушкиным, он попадает в настойчивую "разработку". В ходе литературных столичных чисток гордому степняку как обвинение припоминается благополучная жизнь в семье отца - представителя прежней государственной системы, он огульно обвиняется в буржуазных взглядах. Гонение на партию "Алаш", в которой Магжан некоторое время пребывал, подкрашивают его чистый (по-есенински) облик темными красками.

Магжан вынужден прервать работу и учебу в Москве. В1927-29 годах он работает преподавателем в Казахском педагогическом техникуме в Петропавловске.

На этот момент имя талантливого поэта, его стихи и поэмы "Батыр Баян", "Кобыз Койлыбая", "Коркыт", "На вершине Окжетпеса", "Старые сказки" и "Новые сказки" широко известны. Крупнейший теоретик-литературовед Ж. Аймаутов дает такую характеристику: "Магжан силен чеканностью, образностью и выразительностью слога. Слова в его стихах подобны жемчужинам, нанизанным на шелковую нить. Стихам его присуща нежность, порою печально-горестная тональность". В свою очередь вступается за Магжана М. Ауэзов: "Поэзия не может быть политически верной или неверной, она может быть настоящей или не быть вовсе. Поэзия Жумабаева - настоящее искусство со всеми его достоинствами и противоречиями".

Знает себе цену и сам Магжан. После Ташкента и Москвы в Петропавловске ему тесно. Но повелители судьбы готовят новый удар: в 1929 году он арестован по обвинению в национализме. По горькой иронии Магжану вновь предстоит оказаться в Москве, но уже не в учебной аудитории, а в камере Бутырской тюрьмы. Затем - лагерь в Карелии.

К несчастью, Магжан разделил судьбу сотен жертв сталинизма. Знакомясь в свое время с документами о жизни выдающегося казахского дипломата, просветителя, талантливого государственного и партийного деятеля, языковеда и публициста Назира Тюрякулова, я нашел много общего со сведениями о Магжане Жумабаеве. Объединяет этих людей беззаветная мечта о построении Казахстана как великого государства, деятельное участие в формировании идеологии нового раскрепощенного человека.

Объединяет и то, что М. Жумабаев и Н. Тюрякулов оказались беззащитны перед завистниками. Зло, как это нередко бывает в жизни, победило - и тот, и другой оказались казнены. Только в 1960 году Военный трибунал СССР посмертно реабилитировал М. Б. Жумабаева.

Логично было бы думать, что в период политической оттепели муза талантливого казахского поэта зазвучит вновь. Однако этого не произошло! Потребовалось еще более трех десятков лет, чтобы народ Казахстана услышал и прочел стихи Магжана, чтобы его книги вновь начали издавать.

Профессор, известный правозащитник А. Жовтис делает в своих воспоминаниях предположение, что Магжана "не пущали" к читателю, так как боялись честного стиха и после уничтожения автора. Придерживаюсь этого мнения и я.

Сегодня я глубоко удовлетворен, что смутные времена прошли. Издатели в Казахстане не ограничены в своей работе, а читатели вольны выбирать книги по душе.

Свобода печати - одна из составляющих норм суверенного государства Республики Казахстан. Это демократическое завоевание омыто кровью М. Жумабаева, Н. Тюрякулова, всех тех честных людей, чей жизненный путь был подвигом. И это, во многом, благодаря им мы живем сегодня в новой, свободной, великой стране - Республике Казахстан.

Таир МАНСУРОВ,

аким Северо-Казахстанской области


 

Мансуров Т. Его поэзия – настоящая // Магжан.-2007.-№1.-С.65-67