Учителя Магжана
Великий казахский поэт Магжан Бекенович Жумабаев был всесторонне образованным человеком своего времени. На такой уровень его вывели замечательные педагоги.
В АУЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магжан с пяти лет ходил со старшими братьями на занятия к аульному мулле и быстро овладел начальной грамотой. Узнав об этом, дед Жумабай, говорят, воскликнул: «Этот внук прославит мое имя на весь мир!» Так и случилось. Сегодня имя Магжана Жумабаева известно всему миру.
Отец Магжана Бекен Жумабайулы был в то время волостным управителем. Он построил в своем ауле здание школы, нашел молодого учителя Яхию Аканова. Он учил детей по-новому, по-светски. Татарин по национальности, он хорошо знал восточные языки.
Яхия с энтузиазмом взялся учить аульных детей. Он сразу заметил особые способности Магжана и делал все, чтобы расширить круг его знаний. Научил мальчика читать и писать по-арабски, познакомил с некоторыми шедеврами восточной поэзии, приемами стихосложения. У Магжана появились тяга как можно больше узнать о поэзии, об истории Востока. Подражая поэтам, Магжан и сам стал сочинять стихи, посвящая их друзьям.
Позже Яхия Аканов работал в других аулах. Некоторое время учительствовал в ауле Бирлик нынешнего района Шал акына, в 1930-1940-х годах работал в средней школе имени Ленина (ныне имени Маркена Ахметбекова) того же района. В 1946 году за заслуги в деле обучения и воспитания молодежи он был награжден орденом Ленина.
По рассказам младшего брата академика Евнея Букетова Камзабая Букетова, ныне проживающего в г. Караганде, в 1952 году Октябрьский (ныне Шал акына) район посетил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов. В завершение командировки он встретился со своим учителем Яхией Акановым, уже находившемся на пенсии. Старик был тронут вниманием. Жил он бедно, в старой землянке. Жумабай Шаяхметович дал поручение построить для аксакала новый дом и оказать другую помощь. Поручение первого секретаря ЦК вскоре было выполнено.
Все дети Яхии получили высшее образование. Старший сын Бирлик, окончив среднюю школу с золотой медалью, поступил в Карагандинский политехнический институт. После учебы в нем работал инженером, защитил кандидатскую диссертацию. Дочь Сауле, окончив Алма-Атинский педагогический институт, работала, как и отец, учителем.
В КЫЗЫЛЖАРСКОМ МЕДРЕСЕ
Заметив рвение сына к знаниям, Бекен осенью 1905 г. отдал его в Кызылжарское медресе (г Петропавловск). Руководителем его был выпускник факультета восточных языков Стамбулского университета Мухаметжан Беги-шев. Он свободно владел татарским, казахским, узбекским, арабским, персидским языками, хорошо знал историю и литературу Востока. Магжан учился на «отлично» по всем предметам. Он, пользуясь богатой библиотекой медресе и личной библиотекой имама, с особой страстью читал произведения Фирдоуси, Физули, Навои, Низами, Саади, Хафиза, Жами, Омара Хаяма. С большим интересом знакомился со стихотворениями Абая, Габдуллы Тукая.
В1909 г. Магжан прочитал вышедший в г. Петропавловске первый сборник стихотворений Абая. Впоследствии он многому научился у своего кумира. Одно из своих стихотворении Магжан посвятил великому поэту.
Мухаметжан Бегишев был против политики царских чиновников и христианских миссионеров, стремившихся к русификации местного населения. В этом вопросе он был солидарен с Науаном Хазретом Таласовым, выпускником Стамбулского университета, имамом соборной мечети в г. Кокшетау, и его учеником, членом Государственной Думы Шаймерденом Кощыгуловым. Мухаметжан подвергался гонениям, а уже в советское время, в 30-х годах XX века, был репрессирован.
УЧЕНИК МИРЖАКЫПА ДУЛАТОВА
В 1909 г. автор знаменитого сборника стихов «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»), поэт, публицист, историк, талантливый педагог Миржа-кып Дулатов, скрываясь от преследования царских ищеек, приезжает в Петропавловск. Здесь он встречается с молодым поэтом Маг-жаном Жумабаевым, обучающимся в медресе Мухаметжана Бегишева. Миржакып в Петропавловске обучает группу казахских детей русскому языку. В их числе и Магжан. Об этом Миржакып сообщает в письме к старшему брату Аскару Дулатову: «По приезду в этот город об^ учаю русскому языку молодого поэта Магжана Жумабаева. Он моложе меня, стихи его великолепны; сильный поэт, очень одаренный джигит. Наши взгляды на жизнь очень близки, мы с ним подружились».
Магжан получает не только уроки русского языка. Миржакып знакомит Магжана с произведениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др. Под руководством старшего товарища Магжан переводит некоторые стихотворения русских поэтов на казахский язык.
Сборник стихотворений М.Дулатова «Проснись, казах!» произвел большое впечатление на Магжана. Он возбудил в молодом поэте горячее чувство любви к родному народу. В Петропавловске М.Дулатов завершил роман «Несчастная Жамал», инсценировку которого Магжан поставил в 1910г. на сцене.
Магжан очень уважал М. Дулатова и как старшего брата, и как своего учителя, наставника. Через него Магжан позже познакомился с известными представителями передовой казахской интеллигенции, будущими руководителями Алаш-Орды Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым. Когда в 1911 г М. Дулатов был арестован и заключен в тюрьму, Магжан посвятил ему несколько стихотворений.
ВМЕДРЕСЕ ГАЛИЯ
После успешного окончания медресе Магжан вместе со своим товарищем Бекмухамбе-том Серкебаевым (отец народного артиста СССР Ермека Серкебаева) приезжает в Уфу для поступления в знаменитое медресе «Га-лия». Это было высшее духовное учебное заведение. В нем учились молодые люди из Татарстана, Башкирии, Казахстана, Узбекистана. Там Магжан знакомится с известным татарским писателем Галимжаном Ибрагимовым, слушает его лекции по литературе народов Востока. Учитель советует ему поступить в более солидное учебное заведение, так как он знает уже больше, чем может дать медресе «Галия». Стихи молодого поэта произвели огромное впечатление на писателя. Он отдает их в типографию братьев Каримовых в Казани. Так при поддержке писателя в 1912 г. выходит в свет первый сборник стихов Магжана под названием «Шолпан». А сам Ибрагимов взял фрагмент стихотворения Магжана «Луне» эпиграфом к своему роману «Дочь степи»:
Видишь ты степь без конца и без края?
Ветер устанет, ее облетая.
С гор ее льется вода слаще меда, -
Это Отчизна моя золотая.
В ОМСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ
Для более близкого знакомства с русской и европейской культурой Магжан по совету своих наставников Ахмета Байтурсынова и Миржакыпа Дулатова в 1913 г. поступает в Омскую учительскую семинарию. Она была вторым учебным заведением Омска после Кадетского корпуса, в котором в 40-50-х гг. XIX в. учился Шокан Уалиханов. В семинарии в то время работали такие высокообразованные преподаватели, как А.П.Васильев, И.В.Волков, А.И. Покровский, А.В.РОССИХИН, А.Н.Седельников. Например, знаменитый краевед, автор нескольких книг по истории казахов, преподаватель географии, историк, этнограф, член Российского географического общества Александр Седельников уже тогда занимался исследованием жизни и быта южно-сибирских казахов.
В семинарии Магжан совершенствовал свои знания, более глубоко знакомился с творчеством А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского, Н. Гоголя, Д. Мережковского, А. Блока и др.
В Омске он встретился с известным лидером казахской интеллигенции, будущим руководителем Алаш-Орды Алиханом Букейхановым, а через него познакомился с другом Шокана Уалиханова Г.Н.Потаниным. Григорий Николаевич с первых же встреч был поражен эрудицией, восприимчивостью, горячим стремлением к знаниям Магжана, назвал его «будущим Шоканом».
В МОСКВЕ
В ноябре 1923 г. Магжан по направлению Народного комиссариата просвещения Туркестанской республики поступает в Московский Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ), руководимый видным русским поэтом В.Я.Брюсовым, по инициативе которого он был открыт в 1921 г В.Я.Брюсов привлек к работе в институте таких известных ученых, преподавателей, как П.С.Коган, М.С.Григорьев, Л.Г.Якобсон, ГН.Рачинский. Перед студентами института выступали с лекциями Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и другие руководители партии и правительства. Здесь вместе с Магжаном учились Михаил Светлов, Артем Веселый, Всеволод Иванов, Степан Злобин.
ВЛХИ стал крупным центром, готовившим литераторов. В.Я.Брюсов, несмотря на большую загруженность, в институте читал лекции по 8 часов в неделю. На них присутствовали не только студенты, но и преподаватели. Он вел также класс стихосложения и семинар по всеобщей истории. Многие студенты посещали его и на дому. Привечал он и Магжана, называл его казахским Пушкиным.
Верно заметил известный поэт Гафу Каирбеков: «На что опирался Брюсов, называя Магжана казахским Пушкиным? Что он хотел сказать этим? Мне кажется, он прав в том смысле, что Магжан, подобно Пушкину, смог передать в своем творчестве национальное величие своего народа, его историю, его характер, состояние души. А для этого Брюсов должен был быть знаком не только с творчеством Магжана, но и с ним лично».
В Московском ВЛХИ Магжан углубляет свое знакомство с русской и мировой классикой. Через русскую литературу он знакомится с творениями Гете, Гейне, Шиллера, Шекспира, Байрона и других представителей мировой литературы.
Три с половиной года учебы в ВЛХИ были для Магжана годами творческого роста. Он написал ряд новых стихотворений и поэм, подготовил и выпустил несколько учебников для казахских школ, перевел на казахский язык некоторые статьи В.И. Ленина, «Буревестник» М. Горького, ряд рассказов В. Иванова, Д. Мамина-Сибиряка.
Учителя, наставники помогли Магжану стать всесторонне образованным педагогом, историком, выдающимся поэтом.
КайроллаМУКАНОВ,
краевед, член Союза журналистов
Республики Казахстан
Муканов К. Учителя Магжана // Северный Казахстан. – 2010. – 26 июня. – С.5