Ахан - Серэ
Многие наши читатели благодаря переводам, пусть еще далеко несовершенным и неравноценным, имеют достаточное представление о поэзии выдающегося казахского поэта Магжана Жумабаева. Но не следует забывать о его многогранной просветительской деятельности. Педагогические труды, переводы, как и другие произведения классика, по сей день не утратили актуальности. Чего только стоит в этом плане его маленькая повесть «Шолпан» о положении женшины-казашки в обществе. Сегодня мы знакомим с отрывками из другого прозаического произведения Магжана - «Ахан-серэ», в котором он рассказывает о легендарной жизни еще одного нашего выдающегося земляка. Впервые оно было опубликовано в 1923 году в Ташкенте, в первом номере журнала «Сана». А в русском переводе Хамзы Абдуллина появилось в журнале «Простор» в марте 2003 года. Публикация была предоставлена Р.К.Жумабаевой, племянницей поэта.
Магжан ЖУМАБАЕВ
АХАН-СЕРЭ
Благодарю всех тех (Мырзалыулы Баялы, Чингизулы Кокиша, Бозайулы Ысма-гула и Самуратулы Казия), кто устно или письменно сообщил мне об Ахане.
Автор
***
Голубым островом в бескрайнем океане Сары-Арки поднялся Кокшетау - родина Кенесары и Наурызбая, место, где прежде стоял дворец их деда - хана Аблая. Он, Кокшетау, был родиной и великих поэтов Алаша. Большинство их, прославленных по всему Алашу за последние 50-60 лет, вышли отсюда, из Кокшетау, жили и создавали свои поэтические произведения на этой благодатной земле.
Неиссякаемый, как родник, Орынбай - сын Бертагы, не имеющий себе равных оратор и язвительный поэт Шоже, выдающийся Арыстан - сын Тойлыбая, горько плачущий поэт Атыгай, подобный потоку слепой Тогжан, глубокий, как океан, Шал, Биржан-сал, достигающий песней своей небесной выси,
Ахан-серэ, жизнь которого сравнима со сказкой, - вот неполный перечень поэтов, живших и творивших в окрестностях Кокшетау.
Ахан-серэ занимает в этом ряду особое место, выделяясь не только глубиной и возвышенностью своих мыслей и чувств, но и красотой своей жизни.
Жизнь Ахана-серэ - дивная легенда, чистая, как родник, быстрая, как ветер, чудная, как Кокшетау, загадочная, как тайна. Сам он словно отлит из загадок. И лишь по этой причине сначала мы опишем его жизнь, а потом исследуем его произведения.
Жизнь Ахана-серэ
Ахан - выходец из Средней Орды, из племени Караул рода Аргын. У деда его Жаркинбая было девять дочерей и один сын. Сын Жаркинбая - Корамса, женившись, долго не имел детей. В молитвах его отец, мать и девять дочерей Жаркинбая просили Бога дать сына Корамсе. И Бог не оставил их мольбы без воздаяния - Жаныл, жена Корамсы, родила долгожданного сына, которого нарекли Акжигитом. Народ же впос-ледствии стал называть его Аханом.
Ахан родился северо-западнее Кокшетау, у озера Коскуль, в семидесяти километрах от города. Корамса, его отец, был богатым торговцем, одним из первых представителей торгового капитализма в Казахстане. В то время не было в этих краях ни одного бая-торговца, который бы лучше, чем Корамса, разбирался в финансовых операциях. Обладатель несметных богатств и денежных средств, Корамса пользовался большим авторитетом у казахского народа.
До шестнадцати лет Ахан обучался у ученого Кунту, прибывшего из Бухары. Мальчик одаренностью и смышленостью поражал своего учителя. В шестнадцать лет, умея читать древних классиков Востока в подлинниках, считая себя вполне образован-ным, гордый юноша Ахан бросает учебу. И здесь начинается та самая интересная жизнь Ахана, которая своей необычностью и загадочностью всех впоследствии изумляла.
Изысканно одетый, Ахан всегда ездил HI красивом скакуне. За ним повсюду следовала быстрая гончая, а на его правой руке сидел зоркий ловчий сокол. Постепенно Ахан стал красой всех торжеств и пиршеств племени Караул. Он шествовал из аула в аул не один, а в окружении свиты из 15-20 джигитов, таких же одаренных, как он, таких же красивых, ведь одевал их он сам за собственные деньги. Эту свиту люди называли нукерами Ахана.
Во время таких поездок Ахан всегда скакал впереди, на некотором расстоянии от нукеров, а они - шумные, веселые, на красивых аргамаках - следовали за ним в несколько рядов по четыре-пять конников.
Ахан каждый раз одевался по-разному и ездил на другом коне: то на гнедом, одетый в наряд защитного цвета, то на белом, сам во всем белом, то на вороном, облаченный в черную одежду.
Когда он, приехав в какой-нибудь аул, сходил с коня, молодые девушки выходили посмотреть на него, и каждая, вздыхая, втайне мечтала о нем.
Шапка Ахана была обычно украшена султаном из перьев филина, в руках - дом-бра, а на устах - созданные им стихи и песни.
Джигиты его свиты тоже умели прекрасно петь, красиво говорить и состязаться в силе.
Ахан сочинял стихи, создавал для них музыку и тут же исполнял свои новые песни. Когда он пел, его слушали все: ораторы прерывали свою речь, старухи останавливали веретена, а девушки, тронутые новой, не звучавшей прежде мелодией, отрывались от своих вышиваний. Дивные красавицы из рода Караул, с глазами, прекрасными, как у верблюжонка, вздыхали, слушая Ахана, и сердца их таяли от нежности.
Словом, весь обширный род Караул был влюблен в своего поэта, потому-то к его имени было прибавлено слово "серэ", что означает поэт-рыцарь.
В эти годы Ахан женится на Фатиме - нареченной ему с детства дочери Шумет-хаджи. Прожил он с нею около десяти лет. Еще молодая, Фатима умирает, оставив Ахану сына и дочь. Сын растет глухонемым.
Но смерть Фатимы не подкосила Серэ. Не испытав особого душевного потрясе-ния, он снова предается развлечениям. Из дальних краев собирает самых лучших гончих, ловчих соколов, быстрых скакунов. У богатыря Алибека, сына крупнейшего феодала Зилгары, Ахан покупает беркута Караторгай. Только за один год беркут ловит Ахану 60 лисиц. А у Сайрат-тюре берет собаку по кличке Басарала, грозу степных волков.
И в это время Ахан влюбляется в красавицу Актокты покорившую сердца всех джигитов рода Караул. Тогда же Ахану достался и его легендарный скакун Кулагер, прославившийся впоследствии по всем шести Алашам (имеется в виду весь Казахстан).
Кулагер - отпрыск породы коней знаменитого бая Шокетая из родового ответв-ления Кобей-Караул. Рассказывали, что, когда Кулагер был жеребенком, он любил валяться на снегу и подолгу спать, растянувшись как мертвый, крепким сном.
Брат Шокетая, знаменитый знаток и наездник-тренер лошадей Абильторы, называл Кулагера тулпаром, когда тот был двухлеткой.
Четырехлетний Кулагер уже не имел себе равных в беге во всех обширных конс-ких косяках рода Караул.
Будучи сам большим знатоком коней, Ахан покупает двухлетнего Кулагера за 100 рублей.
В первый раз Ахан пустил Кулагера на байгу, когда коню было уже пять лет. Это было во время поминок знаменитого бая Шабана. Кулагер пришел тогда первым, далеко позади оставив всех лошадей.
После этого имя Ахана вместе с именем его Кулагера облетает всю обширную ка-захскую землю. «У Ахана -тулпар Кулагер, хозяин тулпара - серэ Ахан!» - говорили люди. Кулагер участвует во всех самых больших асах (поминках) Сары-Арки и везде и всегда оставляет далеко позади наилучших - обладающих скоростью птицы - лошадей.
На ace-поминках известного по всей казахской земле Акошкара Сайдалы, где бы-ло собрано 300 самых лучших скакунов из всех подродов большого рода Аргын, Кулагер снова пришел первым. Но случилась одна неприятность: за Кулагером шел скакун богача Баракбая (Батраша) по кличке Кете бер кок (имеется в виду Коктуйгин). Баракбай находился в числе ожидавших и сидел на другом своем коне. Вдруг он галопом бросился навстречу несущемуся как ветер Кулагеру и чуть не коснулся его повода. Увидев такое злодейство Баракбая, рассерженный Ахан весь свой гнев бросает ему в лицо. С тех пор Баракбай по-звериному на всю жизнь возненавидел Ахана.
Жумабаев М. Ахан – Серэ// Северный Казахстан.-2003.- 2 мая. – С.6-7