Не изменившая ему ни на миг
Посвящается светлой памяти верной спутницы жизни Магжана
Прошло 19 лет со дня реабилитации творческого наследия Магжана. Благодаря независимости Казахстана возвращены поколению его стихи, которые были больше полувека под запретом.
Накануне 115-летия со дня рождения Магжана Жумабаева в Северном Казахстане проходят литературные дни и творческие вечера.
По материалам, записанным из уст супруги Магжана
Сегодня уже многим, как в пределах Казахстана, так и за его пределами, знакомы его прекрасные строки. Дана оценка его творческой деятельности, и в честь него назван район (им. Магжана Жумабаева), воздвигнуты памятники (в г. Петропавловске, г. Булаево района М.Жумабаева, в Сартомаре - родном краю поэта), вывешена мемориальная доска (в доме, где жил Магжан с Зулейхой), создана пьеса («Батыр Баян»), спектакль («Суд Магжана»), именованы школа (средняя школа в Сартомаре) и колледж (Петропавловский гуманитарный колледж), названы улицы (в г. Петропавловске и районах), скверы (в г. Петропавловске, г. Булаево района М. Жумабаева), открыт Дом книги (в Петропавловске), созданы марки, поставлены плиты у могилы отца (в Петропавловске) и матери (в с. Ленино района М. Жумабаева).
Мы, родственники поэта, хотим выразить бесконечную благодарность всем, кто участвовал, создавал в честь праздника поэта творения, особенно коллективу областного русского драматического театра им. Погодина, его художественному руководителю и главному режиссеру В.Шалаеву за создание и постановку в честь 115-летия со дня рождения поэта пьесы «Суд Магжана».
Также нас радует, что настало время знакомства и русского читателя с прекрасными творениями нашего дедушки Магжана. Читая Магжана, понимаешь, что значит читать Шекспира, Гете на их языке, где имеются труднопереводимые обороты национальных словочетаний. Чтобы переводить строки Магжана, подобно жемчужинам, нанизанным на шелковую нить, выражающие беззаветную влюбленность в яркую жизнь степи, надо быть талантливым поэтом. Благодарим за прекрасные переводы К. Бакбергенова, Б. Канапьянова, А. Жовтиса, С. Пенькова, Н.Чернову, Л.Шашкову и многих других поэтов, которые стали проводниками между читателями разных национальностей и лирическими стихами поэта.
М. Жумабаев появился на свет в родовом поместье в 1893 году в степи Сары-Арки на побережье глубоководного озера Сасыкколь - ныне родные места поэта названы его именем. Эпоха, в которую суждено было родиться ему, была переломной, породившей исторические катаклизмы, духовные и экономические кризисы. Всю свою жизнь он сохранял верность своему призванию творить. А жизнь его в расцвете сил и таланта была оборвана пулей, когда ему всего-навсего было сорок пять лет.
Наверное, такова жизнь: чем значительнее человек, тем больше любви и радости, горя и страданий отмерено ему судьбой.
Горькую чашу, что до последней капли выпита Магжаном, разделили с ним отец, братья, вся семья репрессированного поэта. Отец Бекен, не дожив до старости, умер от горя, постигшего его детей.
Старшие братья Аба-Муслим и Кахарман сгинули в концлагерях, младшие Галижан и Сабиржан, талантливые и образованные люди, всю жизнь прожили вдали от родины и в Казахстан смогли вернуться лишь в преклонном возрасте, перед смертью. Сестер Куландам и Кульбарам спасло то, что они имели другие фамилии. Братья Мухамеджан, Салимжан отсидели более 10 лет в тюрьмах и вернулись больными. И ни один не дожил до реабилитации Магжана, до тех дней, когда литературное наследие выдающегося мастера слова стало известно казахскому народу.
И лишь вдова поэта Зулейха Жумабаева смогла взять в руки сборник стихов поэта после репрессии. Совместная жизнь Магжана и Зулейхи -история безмерной любви и великой женской преданности. В 1922 году наш прадедушка Бекен, отец Магжана, сватает ему дочь петропавловского богача Даулия Усербаева Жамилю. Но Магжан решает по-своему, он женился на Зулейхе Куманбаевой, отвергая засватанную родителями девушку. По известной причине бабушка Зулейха некоторым родственникам не нравилась. И сегодня имеют место нелестные высказывания в ее адрес. Я прошу прощения за них. Надо уважать, боготворить, лелеять выбор родного, дорогого всем нам, любимого Магжана.
Это она делила все тяготы и скорбь заключения и сохранила для нас, потомков, его рукописи. Она собрала из литературного наследия поэта все, что возможно было отыскать в библиотеках Москвы и Ленинграда, в издательствах Омска Оренбурга, Ташкента, Троицка, Казани, Уфы.
Она оставалась верной Магжану до конца дней своих, являясь главной хранительницей его трудов.
Свидетельница его поэтических трудов и тяжелых дней жизни, наша бабушка не расставалась с мужем, когда он учился, когда творил стихи и прозу, в годы его ареста и ссылки.
Первый арест Магжана произошел в 1918 году (в 25 лет) за его политические взгляды, которые он разделял с представителями движения «Алаш-Орда», выступая за свободу и независимость казахского народа.
В 1919 году объявляется амнистия всем заблудшим. Революция неведомым мечом карала и по необъяснимым причинам миловала.
Второй раз был арестован в 1929 году (в 36 лет) по ложному обвинению в национализме - в создании якобы подпольной антисоветской организации «Алка» - и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве на 10 лет. Места заключения менялись, позже был отправлен в леса Карелии. В тот же год, получив на Лубянке разрешение на свидание, супруга поэта поехала в Карелию на станцию Майкоп. «Увидев Магжана в одежде заключенного, я горько заплакала, -рассказывала Зулейха-апа, - сердце разрывалось от боли. За что, спрашивала я, и не находила ответа». Усилиями жены поэта срок был сокращен. Из лагеря с письмом поэта М. Горькому она поехала в Москву, в Союз писателей. М.Горький принял ее, выслушал и направил в международный Красный Крест к Екатерине Пешковой. И Пешкова оказала содействие.
Освободили Магжана в 1936 году. Бабушка Зулейха привезла его в Царское Село, в Подмосковье, где снимала квартиру в ожидании освобождения. Предложила отдохнуть здесь и набраться сил. Но он категорически отказался. Ему так хотелось домой, на родину! Они вместе возвращаются в Петропавловск. На первых порах им оказывают помощь и дружескую поддержку. Однако вскоре вновь начинаются обвинения в «старых грехах», травля, новые гонения...
Спустя некоторое время, 30 декабря 1937года (Магжану было 44 года. -Прим. авт.), вновь арестовывают, это был третий арест. Аресту, по рассказам бабушки, предшествовали ночные вызовы в НКВД. Уходя навсегда из дома, уже у дверей, он сказал больной жене: «Я не прощаюсь. Ведь даже сам Бог не карает дважды за один и тот же грех. Ты сама знаешь, что никакого преступления против народа я не совершал. Знай, я ни в чем не виноват. Я должен вернуться. Если не вернусь, значит волчонок съел волчицу». Горечь иносказания заключалась в том, что правда восторжествует и что для этого нужны жертвы и что волчонок история никогда не победит время. «В гибели Магжана, - говорила бабушка, - повинны, конечно, чуждые нравы и произвол периода культа личности, но я лично считаю, что немаловажную роль сыграла черная зависть некоторых коллег по перу». Ведь Магжан пользовался исключительной популярностью среди народа.
В 1938 году, когда М. Жумабаеву исполнилось только 45 лет, он был расстрелян.
Имя Магжана было реабилитировано еще в 1960 году. Чувство соперничества, зависть к таланту, родовые пережитки стали камнями преткновения на пути к полной реабилитации поэта в те годы. Власть предержащие того времени заявляли, что это не политическая, а гражданская реабилитация.
Бабушка Зулейха и заведующий кафедрой русской филологии Казахского университета профессор Хайрулла Махмудов при содействии писателей Т. Ахтанова, К. Шангитбаева, переводчика стихов на русский язык А. Жовтиса и других пытались пробиться к читателю через журнал «Простор», главным редактором которого в те годы был И.П. Шухов. Многим известно письмо вдовы Магжана Зулейхи И.П. Шухову, написанное в 1965 году и опубликованное в журнале «Простор» №3 в 1989 году. Оно так и называется - «Письмо И.П.Шухову». В этом письме она пишет: «Когда мне сообщили о том, что вы, известный казахстанский писатель, проявляете определенный интерес к творчеству моего супруга Магжана Бекеновича Жумабаева, я не выдержала -заплакала. Плакала, по-видимому, впервые за три десятилетия слезами радости. Что касается меня, то, уверяю, не перестану благодарить вас до последних дней своих. Нам нужно стремиться сделать достоянием народа магжановскую, кристально чистую и звонкую лирику. Я, не изменившая ему ни на миг, ни при каких обстоятельствах, приму посильное участие в составлении творческой биографии, в подготовке произведений к печати».
Верной спутнице поэта, разделившей все тяготы его судьбы, сумевшей сберечь, несмотря на долгие годы испытаний, многие прекрасные творения мужа, благодаря Богу и судьбе довелось держать в руках первый возрожденный сборник. Тот день обернулся счастьем для бабушки Зулейхи. Плача и прижимая к себе книгу, она сказала, что теперь и умирать можно. Через полгода ее не стало (в ноябре 1989 года - в возрасте 96 лет).
Современники называют бабушку «казахской декабристкой», потому что она отправилась вслед за мужем в страшные северные лагеря, чтобы разделить с любимым его участь.14 раз - через каждые полгода, не пропустив ни одного раза, ездила она к нему в места заключения, которые постоянно менялись. Частенько ей приходилось метаться по незнакомым местам от одного населенного пункта к другому. И когда измученная, с трудом она нашла месторасположение лагеря, Магжан сказал ей слова, которые согревали ее все последующие годы: «Зулейха, родная, я хотел бы посадить тебя на плечи и понести до самой Мекки. Ты стала святой для меня...». Продавая фамильные драгоценности, она ездила, верила, любила.
А после его гибели по крупицам собирала в разных городах страны творения мужа, а главное - материалы о правде его жизни. На вопрос: «Как вы относитесь к его поэтическим порывам в адрес других особ»,-она отвечала: «Настоящая поэзия рождается лишь в пору влюбленности, если бы Магжан не имел в душе влюбленность, он не смог бы рождать такую лирику, в большинстве своем которая отражает прекрасную любовь. Он говорил, что сердце без любви подобно пустому кувшину, поэтому я его всегда воодушевляла, поддерживала, понимала и принимала таким, каков он есть». Этой удивительной женщине посвящена повесть С.Бакенова «Верность». Там есть слова, когда-то ею сказанные: «Мой муж Магжан Жумабаев был великим казахским поэтом и прекрасным человеком, необыкновенно талантливым и не похожим на других. Он был настолько хорош, что память о нем я никогда и ничем не запятнаю. У меня сохранилась память о нем, его стихи. Среди них многие посвящены лично мне. Он как бы и сегодня разговаривает со мной». По ее воспоминаниям сняты в 1989 году киномонолог и документальный телефильм «Магжан».
Творения Магжана никогда не прекращали своей жизни вопреки всему. Его стихами в рукописях, передавая из рук в руки, зачитывалось не одно поколение любителей поэзии. Многие годы при исполнении песни «Сен сулу» по телевидению и радио говорили - слова народные. Но многие знали, что они принадлежали Магжану. И в первоначальном варианте имели приписку «Зулейхе» и были посвящены именно ей.
Мне были известны стихи Магжана с детства из уст моего отца, сына его старшего брата, особенно стихи о Сасыкколе. Мое детство прошло возле этого озера. Многие стихи знаю наизусть и сейчас не перестаю их читать родным, близким, друзьям. Его творения не имеют границ, они для всех, кто любит жизнь, интересны.
С почтением к почитателям поэтических строк Магжана, внучка старшего брата поэта Аба-Муслима Сауле Габдушевна МУСЛИМОВА.
Не изменившая ему ни на миг // Проспект СК. – 2008. – 20 июня. – С.9.