Магжан жив! Дело Магжана будет жить!
Магжан жив! Дело Магжана будет жить!
В июне прошлого года в Петропавловске состоялась презентация фильма «Магжан», приуроченного к 120-летию поэта, а совсем недавно его смогли увидеть и в Турции. О том, как турецкий зритель встретил нашу съемочную группу и как воспринял фильм о трагической судьбе гения казахской поэзии, журналистам рассказал режиссер и постановщик картины Марат Коныров. Специально по этому случаю в гуманитарном колледже им. М. Жумабаева была организована пресс-конференция.
Возвращенное имя Магжана
Возвращенное имя Магжана
Его называли казахским Шекспиром и Пушкиным. В этом году мы отмечаем 120-летие со дня рождения нашего великого земляка Магжана Жумабаева. Череду праздничных мероприятий продолжила конференция «Возвращенное имя поэта», состоявшаяся в Центральной городской библиотеке им. И. Шухова.
«Безвинный грех» любви
В алматинском кинотеатре «Цезарь» состоялась премьера художественного фильма «Безвинный грех», снятого Болатом Шарипом по мотивам рассказа Магжана Жумабаева «Шолпаннын кунасы» — «Грех Шолпан».
Это первое кинообращение к творчеству репрессированного поэта. Рассказ «Грех Шолпан» был напечатан в 1929 году. Затем он исчез из поля зрения читателя. Впрочем, как и все остальное творчество Магжана: в том же году он был арестован и сослан на Соловки. С той поры не было издано ни одного его произведения, а главное, поэт уже не писал. В 38-м Жумабаев был освобожден, но в этом же году вновь арестован и вскоре расстрелян.
В рассказе «Грех Шолпан» — любовная драма, где главными героями являются Он и Она. Она, ослепленная любовью к мужу, видеть никого не желает, даже детей: боится, что ребенок встанет между ними и отдалит ее от любимого. Но проходит время, и природа берет свое: Шолпан страстно желает стать матерью. Но теперь — не может. Начинаются душевные терзания, героиня ударяется в религию. Но хотя она и молится денно и нощно, ничего не происходит до тех пор, пока случайно в ее доме не появляется некая женщина-провидица. Витиеватым, хитрым языком она внушает Шолпан, что беда не только в ней, но и в муже. В душу героини закрадываются сомнения, она начинает искать выход.
Донести до зрителя Магжана
В нашей области прошли праздничные торжества к 115-летнему юбилею выдающегося поэта Магжана Жумабаева. Ярким событием, несомненно, стала премьера спектакля «Батыр Баян» по поэме поэта, впервые поставленная на сцене республики в казахском музыкально-драматическом театре им. С.Муканова, которую смогли посмотреть не только петропавловцы, но и земляки Магжана в Сарытомаре. Трагедия, "разыгравшаяся" на североказахстанской сцене, помогла зрителю увидеть Магжана, ту эпоху, в которой он жил, сквозь призму исторического времени, в котором любили и страдали герои его поэмы. Как удалось донести до современников дыхание двух эпох, хотелось бы узнать у непосредственных создателей постановки.
Директор казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова Куандык Касымов, представляя мне режиссера-постановщика, рассказывает:
- Предварительная работа к юбилею М.Жумабаева началась в рамках подготовки праздничных мероприятий по заданию акима области. Можно, конечно, было обойтись и своими творческими силами, но хотелось новизны, удивить зрителя. Поэтому я обратился к специалистам -театральным критикам, в частности, к Аширбеку Сыгаю. «Придирчиво» рассмотрев предложенные кандидатуры, выбор свой остановили на кокшетауском драматурге Баянгали Алимжанове, тем более что я его знал лично. Это заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат международной премии им. А. Малдыбаева (Кыргызстан). Вот он-то и занялся инсценировкой поэмы М.Жумабаева.
- Куандык Ишангалиевич, все слышали, что идет работа над спектаклем, но кто ставит его, никто не знал, пока не появилась афиша с указанием имени режиссера-постановщика.
Магжан на русской сцене
Художественный руководитель русского театра драмы им. Н.Погодина Виктор Шалаев представил на суд общественности пьесу, посвященную жизни и творчеству Магжана Жумабаева. На читке этого произведения присутствовал актерский состав театра, а также интеллигенция города.