Духовное наследие поэта
У Герцена есть выражение «лиризм эпохи» — суть его в том, что у писателя часто возникает желание высказать все, что он думает о времени, о людях, в том числе и о себе. Такого рода «лиризмом эпохи», я бы сказал, лично-общественным, не замкнутым только в себе, является творчество моего земляка, гордости казахской поэзии Магжана Жумабаева. В чем же непреходящая ценность великих творении классика казахской литературы, каково их воздействие на самые сокровенные струны человеческой души? Все чаще задумываемся мы над этими вопросами, все серьезнее и глубже пытаемся ответить на них. В истории развития казахской литературы 20—30-х годов немало известных имен, которыми может гордиться нация.
"Слова в его стихах подобны жемчужинам..."
В ноябре 1923 года Магжан Жумабаев по направлению Народного Комиссариата просвещения Туркестанской Республики поступил в Московский высший литературно-художественный институт, открытый по инициативе поэта В.Я.Брюсова. К преподавательской работе в институте были привлечены литературоведы П.С.Кочан, М.С.Григорьев, Л.Г.Якобсон, Г.Н.Рачинский. Перед студентами выступали Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и другие видные деятели партии и правительства. Как писал профессор Рачинский, главное место в учебном плане занимали поэзия, проза, драматургия, художественный перевод и литературная критика.
Завещаю жить
Имя Магжана Жумабаева было под запретом более полувека. Последняя прижизненная книга поэта вышла в 1928 году. Творчество его сформировалось в дореволюционные годы. В ряде своих работ он проповедует идеи национального самоопределения казахского народа и восстановления его государственности. В 30-е годы прошлого века идеалы поэта стали поводом для репрессий (в 1929 и 1937 гг.).
"Болдинская осень" Магжана
Если скрутит тоска, ты стремишься домой:
Даже быстрый Тулпар вдалеке сам не свой.
О любимец степей, всем любезный Алаш,
Знай, что только Туран - отчий дом твой родной.
М. ЖУМАБАЕВ